Ожесточенные бои за украинский Соледар, в ходе которого значительные потери понесли как российские военные, так и украинцы, все еще продолжаются, и никакие временные успехи, одержанные Москвой на поле боя, не в силах изменить ход войны. Об этом в четверг заявил Нед Прайс, официальный представитель Госдепартамента.
Отвечая на просьбу журналистов прокомментировать ситуацию в Соледаре, где все еще продолжаются бои между силами ВСУ и российской армией, Нед Прайс подчеркнул, что главной причиной, по которой битва за Соледар попала в заголовки крупнейших мировых СМИ, стали не подтвержденные пока заявления представителей Кремля об успешном продвижении, которое осуществляется ценой огромных человеческих жертв среди российских военнослужащих.
«Мы уже давно не слышали, чтобы российские силы… оказывались в состоянии, по крайней мере, претендовать на дополнительное продвижение, несмотря на большие потери. Украинские силы с их контрнаступлением, начавшимся в прошлом году, были чрезвычайно эффективны в остановке наступления, они оттеснили российские войска, отвоевали тысячи квадратных миль территории, – подчеркнул Прайс. – И тот факт, что некоторые представители России утверждают, что они добились некоторого прогресса, думаю, говорит прежде всего о том, что у России отсутствовала возможность делать такие заявления в течение достаточно долгого времени».
Как подчеркнул Прайс со ссылкой на оценки Госдепартамента, «боевые действия в Донбассе продолжаются; ситуация остается напряженной на востоке, ведется эта битва [за Соледар]». В Госдепартаменте ожидают, что сражение продолжится и что обе стороны будут продолжать атаковать и нести потери.
«Но никакие дополнительные успехи России, даже те, за которые приходится платить такими большими потерями, личным составом и техникой, никогда не смогут изменить ход войны. Никакое тактическое продвижение не сможет исправить стратегическую неудачу, с которой столкнулись президент Путин и его войска с самых первых дней этой войны, и стратегическую неудачу, которая только усугубилась эффективным контрнаступлением, которое… предприняла Украина», – подчеркнул Прайс.
Комментируя роль частной военной компании «Вагнер», командиры которой делают громкие заявления об успехах, которых якобы добиваются российские силы в боях за Соледар, Прайс сказал, что это подчеркивает важную роль «вагнеровцев» в этом сражении.
«Мы видели сообщения о десятках тысяч наемников Группы Вагнера, действующих на поле боя. Но, как и частичная мобилизация [в России], как и дополнительная передислокация регулярных воинских сил, не смогли изменить ход битвы, точно также, по нашему мнению, нет никаких сомнений в том, что даже при введении… десятков тысяч “вагнеровцев”… эти усилия постигнет та же участь, что и другие усилия России перед лицом украинского контрнаступления», – заявил Прайс.
Соединенные Штаты не признали ЧВК «Вагнер» иностранной террористической организацией, однако Вашингтон уже использовал целый ряд санкционных инструментов для борьбы с этой структурой. Прайс пообещал, что США «продолжат искать другие механизмы, чтобы привлечь группу к ответственности».
Украинские власти заявляют, что силы ВСУ продолжают бои с российскими войсками в Соледаре, где сейчас находится свыше 500 мирных жителей, включая детей.
Президент Украины Владимир Зеленский в четверг вечером в своем телеобращении поблагодарил два подразделения ВСУ в Соледаре, которые, по его словам, «удерживают свои позиции и наносят противнику значительные потери». Он не сообщил более подробной информации.
Зеленский сказал, что он совместно с командованием ВСУ проанализировал потребность в подкреплениях в Соледаре и близлежащих городах Донбасса, запланировав шаги, которые будут предприняты в ближайшие дни.
Представители Группы Вагнера уже заявили о взятии города, однако Москва пока воздерживается от официального объявления победы.
Глава администрации Донецкой области Павел Кириленко заявил в интервью украинскому телевидению, что в Соледаре осталось 559 мирных жителей, в том числе 15 детей, и их нельзя эвакуировать из города, в котором до войны проживало порядка 10 тысяч человек.
Соледар находится примерно в 10 км к северо-востоку от города Бахмут, где уже несколько месяцев бушуют бои в ходе одного из самых кровопролитных сражений этой войны.
«Даже если и Бахмут, и Соледар перейдут к россиянам, это не окажет стратегического влияния на саму войну, — заявил журналистам в Белом доме представитель Совета национальной безопасности США Джон Кирби. — И уж точно это не остановит украинцев».
Генштаб ВСУ, после очередного победного сообщения Минобороны РФ о взятии Соледара, сообщил в соцсетях: “По состоянию на 18:00 в Соледаре Донецкой области продолжаются бои с российскими войсками”.
Журналисты телеканала CNN, которые днем в пятницу были в нескольких километрах от Соледара, утверждают, что видели организованный отход украинских военных из города. Эту информацию Генштаб ВСУ также не подтверждал.
Настоящее Время поговорил с заместителем командира батальона “Свобода” Национальной Гвардии Украины Владимиром Назаренко, который находится на Донбассе. Назаренко также отказался подтверждать, что ВСУ уходят или уже ушли из Соледара, но пообещал, что ВСУ скоро “выбьют” россиян из города. “Бахмутское направление – это ловушка для врага. В части города, где российские отряды, негде держаться, они там как мишень в тире. Нам нужно их просто выбить”, – заявил он.
“Соледар – это несколько квадратных километров уже выжженной земли, просто несколько полей. Мы все видели оттуда кадры: там не то что нет ни одного уцелевшего здания, там нет ни единого целого кирпича. Представьте, насколько там сильно прошелся этот огневой вал”, – заметил военный.
“В той части города, в которой находятся российские штурмовые отряды, негде держаться, – подчеркнул нацгвардеец. – Поэтому нам нужно их просто выбить. Они там как мишень в тире. Их будет очень просто выбивать, и это только вопрос времени. Поэтому я надеюсь на хорошие новости. Они себя сами загоняют в ловушку. И будут вынуждены или потерпеть разгром или отступать”.
“Но мы должны четко понимать, что современная война – это очень динамичная война. И наша задача – беречь каждого солдата. Поэтому наша задача – чтобы враг был истощен. Бахмут и Бахмутское направление – это была своеобразная ловушка для врага. Они отправили десятки тысяч на штурм Бахмута, они там лежат удобрениями, и после этого они решили идти на Соледар, – отдельно заметил Назаренко. – Да, действительно они там его перепахали, и уничтожили. Просто забросали все телами. Но какова была цена этого? Они рано или поздно выдохнутся. Особенно раненые. Мы знаем, что у россиян очень много “двухсотых” (убитых, погибших) – из-за того, что они раненых не эвакуируют, и они в такие морозы они просто замерзают”.