T.me Во вторую годовщину войны России в Украине газета «Уолл-стрит джорнэл» опубликовала статью известного журналиста Ярослава Трофимова (Yaroslav Trofimov), многолетнего корреспондента WSJ, под заголовком «Прекратит ли Америка поддерживать Украину?».
«Два года спустя российского вторжения, — пишет автор статьи, — ослабление американской поддержки усиливает опасения, что Путин может выиграть войну – и что Европе придется в будущих конфликтах полагаться только на себя».
Накануне в Дэвис-центре Гарвардского университета состоялся вебинар, посвященный выходу в свет книги Ярослава Трофимова «Наши враги исчезнут: Российское вторжение и война Украины за независимость». Книга издана Penguin Press.
С 1999 года Трофимов работал иностранным корреспондентом WSJ, а с 2018 года главным международным корреспондентом этой газеты. Родился в Киеве. Имеет итальянское гражданство. Дважды являлся финалистом Пулитцеровской премии – за журналистское освещение войн в Афганистане и Украине. Ярослав получил степень магистра Нью-Йоркского университета.
Модератором дискуссии в Дэвис-центре, проходившей в режиме онлайн, стал историк Сергей Плохий, профессор украинской истории, директор украинского исследовательского института (HURI) Гарвардского университета. Плохий – ведущий эксперт по истории Украины, автор многих книг и статьей.
Александра Вакру, исполнительный директор Дэвис-центра Гарвардского университета, представила Ярослава Трофимова и Сергея Плохия. Профессор Вакру изучает политику России и региона Евразии, включая войну в Украине. Она также возглавляет программу «Ученые без границ».
«Синема-верите, перенесенное на бумагу, — так характеризует новую книгу Трофимова Эллиот Акерман в The Atlantic. – Это отчет о войне, своего рода первый черновик истории, со свидетельствами тех, кто непосредственно переживал происходящее».
«Человечной, осведомленной и достоверной» назвал книгу Трофимова историк Тимоти Снайдер. «Ее прочитают все, кто хочет разобраться в этом главном событии нашего времени», пишет он.
«Украина совсем рядом»
Сергей Плохий признался, что завидует легкости пера, которая отличают новую книгу Ярослава Трофимова. Ее он оценивает очень высоко. «Вот бы нам, историкам, научиться так доступно, с внутренней свободой, излагать сложный материал», — заметил он.
Плохий напомнил, что Трофимов родился в Киеве, так что война в Украине, очевидно, имеет для него особый смысл. «Вы освещали многие войны, — сказал он, — сейчас находитесь в Израиле, где идет война (между Израилем и ХАМАС), а до этого освещали войны в Афганистане, Ираке и в других горячих точках. Что, на ваш взгляд отличает войну в Украине от других войн нашего времени?»
«Будучи корреспондентом «Уолл-стрит джорнэл» на протяжении более двух с половиной десятилетий, начиная с последнего года предыдущего столетия, — сказал Трофимов, — я писал о многих войнах, и все они, конечно, ужасны по определению. Но война России в Украине отличается очень высокими ставками. Ведь там фактически решается судьба Европы. И с точки зрения опасности для журналистов она отличается большим риском. Семь из восьми отелей в Запорожье и Харькове, где я останавливался, были спустя какое-то время разрушены российской артиллерией. Да, я родился и вырос Киеве, и для меня все происходящее там очень болезненно».
«Два года назад, через неделю после начала российской агрессии, я стоял в центре украинской столицы, в шлеме и бронежилете, а вокруг ни живой души, все попрятались в убежищах, — вспоминал журналист. — Я пишу об этом в книге. Я побывал во многих местах, где шли боевые действия, пожалуй, везде, кроме Мариуполя, который был очень быстро захвачен агрессорами. Мне помогает знание украинского и русского языков, культуры и менталитета. Важна моральная определенность войны в Украине – есть агрессор и ему противостоит народ, единый в стремлении защитить себя и свою землю. Это также отличает эту войну от других войн, например, в Афганистане, где народ расколот по этническому, религиозному и политическому признакам».
«Для меня важнейшей целью было показать англоязычным читателям, что Украина – это не где-то там далеко, это совсем рядом, — подчеркнул Трофимов. – Украинцы такие же люди, как и мы с вами, они также оплачивают чашку кофе по ApplePay, они также любят отдыхать на тропических островах. И для них война стала внезапной трагедией, сломавшей всю их жизнь».
Динамика сопротивления
Профессор Плохий обратил внимание на то, что одним из главных триггеров нынешней имперской политики России стали сомнительные книги по истории, с которыми Путина, очевидно, знакомят его помощники.
Трофимов напомнил, что целых полчаса в ходе интервью с Такером Карлсоном Путин читал гостю нелепую лекцию по российской истории, основанную на фальшивых фактах и утверждениях типа того, что идентичность Украины – это якобы изобретение генштаба армии Австро-Венгрии, что в принципе нет такого народа украинцы, что Львов – русский город, ну и так далее.
«У войны несколько причин, — отметил далее Трофимов. – Главная – русский национализм, попытки насильственно продвигать «русский мир» на территориях бывшего Советского Союза. Москва крайне болезненно отнеслась к крену Украины в сторону Запада и демократии, к тому, что русское влияние там неуклонно ослабевало. Несколько лет «русского мира» в Донецке и Луганске показали, чего он стоит и сколько бед несет в реальности. Если в прежние годы можно было говорить о симпатиях части жителей южных и восточных областей Украины в отношении России, то после начала широкомасштабной агрессии эти настроения исчезли и украинцы сплотились, защищая свою родину.
Почему украинцы в феврале 2022 года оказали столь упорное сопротивление захватчикам?
«Объяснение следует искать в недавней и давней истории, — ответил Трофимов. – Война на Донбассе, начавшаяся в 2014 году, показала, что с русскими можно сражаться на равных, что их армия вовсе не непобедима. Заглянем поглубже в историю. 1940 год. Страны Балтии не стали воевать с оккупировавшими их советскими войсками, а Финляндия, напротив, стала. И оказала отчаянное сопротивление Красной армии. В результате кровопролитной войны финны потеряли часть территории, но сохранили независимость».
Профессор Плохий подробно остановился на сложной динамике переговоров между Украиной и Россией, состоявшихся в Стамбуле на первом этапе войны. Он попросил Трофимова обрисовать нынешнюю позицию Запада и, в первую очередь, объяснить причины задержки в поставке Украине вооружений и боеприпасов, без которых положение ее армии может уже в самое ближайшее время стать критическим.
«Непосредственно до начала широкомасштабной агрессии, — развил тему Трофимов, — Запад считал, что Украина продержится лишь несколько дней, ее армия не сможет оказать достаточное сопротивление, и предстоящие месяцы и годы украинцы будут вынуждены вести партизанскую войну, аналогичную той, которую вел с западной коалицией Талибан в Афганистане. Поэтому американцы и их союзники были готовы поставить Украине мобильные вооружения, годные для партизанской войны. Потребовалось время и успехи украинской армии под Херсоном и Харьковым, чтобы Запад пересмотрел свое отношение к поставке вооружений и военной техники Украине. Но из-за внутриполитической ситуации в США застопорилось прохождение билля о военной помощи Украине. Республиканцы, имеющие большинство в Палате представителей, выступают против законопроекта в его нынешней редакции. Нехватка вооружений и боеприпасов может привести к катастрофе на фронте. Если бы украинцы знали, что так все обернется с Америкой, они бы, я уверен, по-иному строили свои отношения с НАТО и странами Европы. Конечно Европа усилит помощь Украине, но реально помощь от нее в виде новейших вооружений начнет поступать спустя какое-то время. Между тем мы видим, что Путин уже получает дроны и боеприпасы от Северной Кореи и Ирана».
Прогнозы и сценарии
По ряду причин, в первую очередь, из-за нехватки вооружений и боеприпасов, контрнаступление украинской армии застопорилось, констатировали панелисты. Так, после долгих и упорных боев она была вынуждена оставить Авдеевку. Инициатива, похоже, переходит к российской армии. И тем не менее, характеризуя состояние украинского общества, Трофимов назвал преобладающим настроением «мрачную решимость».
«Они видят, что Запад поддается шантажу Кремля, грозящего нажать ядерную кнопку, — отметил журналист. — Переговоры не продуктивны, ведь Россия продолжает настаивать на смене режима в Киеве и русификации страны, что неприемлемо для Украины. Медведев, который в своих постах часто озвучивает то, что на уме у Путина, выдвигает ультиматум: украинцы должны перестать существовать как нация и государство. Украинское руководство понимает, что согласие на предлагаемую Кремлем сделку по оккупированным территориям «земля в обмен на мир» есть не что иное как отсроченная вторая фаза войны. Россия не собирается останавливаться. Это очевидно. Что остается украинцам? Напрячь все силы и продолжать воевать».
Модератор задал гостю ключевой «прогностический» вопрос: а что если Украина потерпит поражение?
«Это худший из возможных сценариев, национальная трагедия, — подчеркнул Трофимов. – Миллионы и миллионы людей, в дополнение к уже уехавшим, станут беженцами. Лидеры страны, военные, настоящие патриоты будут либо казнены, либо отправлены в концлагеря. Россия постарается разрушить украинскую идентичность, язык и культуру. Что касается международных последствий, то поражение Украины будет восприниматься крупнейшей стратегической неудачей коллективного Запада. Китай, Азия, Ближний Восток, глобальный Юг в целом станут воспринимать НАТО и США как бумажного тигра, угроза для европейской безопасности драматически усилится, а Россия, без сомнения, продолжит реализовывать свои экспансионистские амбиции».
А если Украина победит в войне?
«Лучшим сценарием для Украины будет, если что-то кардинальное произойдет внутри России, придут к власти новые силы, которые закончат войну, — ответил Трофимов. — Что такое в принципе возможно – показал мятеж Пригожина. Существует мнение, что поражение России приведет к ее распаду на несколько суверенных государств. Этого очень опасается Запад, которому не хочется иметь дело с некими новыми непрогнозируемыми государствами в условиях вероятной смуты и, соответственно, повышенного риска применения ядерного оружия. Поэтому на Западе бытует и такая позиция: да, нужно помогать Украине, но не усердствовать, чтобы не загонять Россию в угол. Но Запад должен ясно понимать, что победа России в войне будет означать реальную угрозу для Европы и всего мира».