В Мариуполе и около него продолжаются ожесточенные бои. Накануне сообщалось о пожаре на турецком судне Azburg, которое стоит в порту Мариуполя. Руководитель проекта «Институт Черноморских стратегических исследований» Андрей Клименко рассказал, что сейчас известно о российском флоте в Азовском и Черном морях.
— Есть ли у вас информация по поводу произошедшего в Мариуполе и того, что происходит в порту города?
— Насколько я понимаю, мы первыми сообщили об этой ситуации с сухогрузом Azburg, получив информацию по своим каналам. Поэтому чего-то добавить я не могу, но думаю, что это судно или затонуло, или притоплено, потому что возможностей для каких-то обычных стандартных спасательных операций в порту Мариуполя в настоящее время нет. Поэтому будем ждать какой-то дополнительной информации.
В целом в порту Мариуполя с начала этой масштабной войны, которая началась 24 февраля, находилось шесть иностранных коммерческих судов, которые пришли в Мариуполь за украинскими экспортными грузами. Думаю, что у всех у них проблемы, потому что, как правило, у судов такого класса снабжения на борту есть вода, продовольствие и другие необходимые вещи на 30 дней. Эти 30 дней уже давно прошли. Не позавидуешь экипажам этих судов.
— А Россия не выпускает эти суда? Или кто их не выпускает?
— Ваша постановка вопроса принципиально неверна. Что значит «не выпускает»? С моря, с воздуха, с суши? Кто тут кого может выпускать или не выпускать, когда вокруг рвутся снаряды? Эти суда не могут выйти из порта – это абсолютно ясно. Поэтому нам остается только ждать, что будет дальше, какую информацию мы получим.
— Правильно ли я понимаю, что сейчас ни о какой свободе судоходства в Азовском море говорить не приходится?
— С раннего утра 24 февраля ни о какой свободе судоходства говорить не приходится – это точно. Пятнадцатого марта российские оккупационные войска заставили выйти из порта Бердянск пять коммерческих судов, которые там находились, и еще пять украинских судов технологического флота, которые занимались дноуглублением. Это было сделано ими для того, чтобы освободить причалы для того, чтобы использовать Бердянский порт как логистический хаб для своих военных перевозок большими десантными кораблями в сторону Запорожья и Мариуполя. Эти торговые суда ушли, они простояли две недели сначала возле Керченского пролива в Азовском море – их не выпускали – затем им постепенно дали добро на проход через Керченский пролив. И в настоящее время они уже пришли в порты Турции и других черноморских стран.
— Как заявляли украинские власти, российское судно под названием «Саратов» было уничтожено рядом с Бердянском. Что вам об этом известно?
— Что-то нового я вам не скажу. Большой десантный корабль «Саратов», как известно, затонул в тот же день. Еще два десантных корабля, которые там были, получили повреждения и потери среди членов экипажа, и ушли.
На сегодняшний день Россия была вынуждена перебазировать в Азовское море вместо этих трех десантных кораблей несколько десантных кораблей из Черного моря. В настоящее время они находятся в Азовском море в районе Бердянска и Мариуполя. Естественно, никто сейчас никакой полной информации на эту тему – что они делают, что они намерены делать в дальнейшем – не знает. Возможны только предположения. Мое предположение такое, что они сейчас в эти дни будут предпринимать максимальные усилия, чтобы сломить сопротивление украинских войск в Мариуполе.
— То есть это значит, что они будут продолжать наносить удары по Мариуполю с кораблей?
— Там происходит то же, что происходило в осажденном Сталинграде, в осажденном Берлине, в осажденной Варшаве. Там идет полномасштабная война с использованием всех средств уничтожения. Скорее всего, если не удастся заблокировать Мариуполь, то украинские защитники Мариуполя будут уничтожены, как ни тяжело мне это говорить. Героическая оборона Мариуполя, безусловно, войдет в историю XXI века.
— Что касается Черного моря и направления Одессы, вы видите там сейчас концентрацию российских кораблей? Мы говорим об этом в течение всей войны, но возможен ли сейчас сценарий высадки десанта или какой-то еще атаки на Одессу со стороны Черного моря?
— В ближайшие дни после того, как выбыло из строя три десантных корабля в Бердянске, из 11 боеспособных десантных кораблей в Черном и Азовском морях осталось восемь. Из этих восьми – четыре или пять уже переброшены или перебрасываются в Азовское море. Количество десантных кораблей и количество кораблей огневой поддержки, которое остается в Черном море, недостаточно для массированной высадки десанта в направлении Одессы. Они достаточны только для какой-то диверсионной авантюры, тем более что сегодня утром появились сообщения о каких-то движениях российского контингента – у них немногим более двух тысяч военных в Приднестровье. Поэтому исключать какую-то операцию в районах Одесской области, которые примыкают или находятся недалеко от Приднестровья, нельзя. Но и какой-то тревоги, зная об уровне готовности наших моряков и сухопутных войск в районе Одессы, я думаю, там ничего серьезного им не удастся сделать. Хотя, конечно, они будут пытаться, будут провоцировать, будут показывать свои намерения для того, чтобы оттянуть войска, чтобы не дать перебазировать силы, которые защищают Одессу, в другие, более опасные направления, такие как Херсонская область, как побережье Азовского моря или Донбасс.