T.me Способность испытывать чувство страха дана нам природой не просто так — она живет в каждом человеке ради его же самосохранения. Мозг включает так называемый “бортовой компьютер” — лимбическую систему. Ее основные структуры: гиппокамп, отвечающий за долговременную память, и миндалевидное тело, отвечающее за реакцию и формирующее страх.
Пример — ажиотажная скупка гречки и туалетной бумаги 2 года назад, в начале пандемии. Это атрибут памяти, выданный человеческому сознанию гиппокампом, а лимбическая система сформировала страх перед дефицитом. Хотя ни гречка, ни бумага никуда в итоге не делись.
С 24 февраля ситуация аналогичная. Компенсируя тревожность за будущее и пытаясь предотвратить ситуацию, которой может и не случиться, люди жадно скупают медикаменты, сахар, соль.
Все происходящее отзывается в сознании какими-то эмоциями. Читая сводки новостей, где описано событие, не имеющее последствий, человек все равно боится. Страх провоцирует гиппокамп, в котором отложилась информация о чем-то похожем в прошлом. Если сегодня встретиться лицом к лицу с реальной опасностью, вчерашний страх из-за той самой новости просто исчезнет.
При текущем положении дел, когда нет конца и края неопределенности и безнадеге, страх стал новой религией. Нам всегда страшно, нам всегда очень плохо, но что с этим делать, никто не знает. Мозг сутками работает в аварийном режиме, пытаясь вытащить хозяина и приноровиться к затяжному стрессу.
Дополнительным ударом по психике становятся масштабная агитация и пропаганда, которые в буквальном смысле вовлекают людей в текущие события. Притом в нужном властям контексте. Волна информационного потока превратилась в мощное цунами. Ради спасения от тревожности многие начали блокировать источники страха: выключают телевизор, реже заходят в соцсети, не общаются с друзьями и родными.
Человек не любит ситуации, которыми не может управлять лично. Военные действия, информация о которых транслируется из каждого утюга, — как раз тот случай. Мозг раздражается, когда человек просто старается быть в курсе всех событий и тревожно перебирает чаты в поиске обновлений: не случится ли ядерная война, не отказалась ли Европа полностью от российской нефти, не присоединилась ли к санкциям ещё какая-то страна или значимая для каждого россиянина зарубежная организация.
Лучшим лекарством от страха в данном случае психотерапевты называют занятия любимым делом. Когда полностью отдаешься работе и выполняешь ее качественно, со всем старанием, градус тревоги снижается.