Сын расстрелянного большевиками в 1921 году поэта Николая Гумилёва и поэтессы Анны Ахматовой Лев Гумилёв (1912-1992) прославился в конце жизни своей теорией исторического развития народов, или «пассионарной теорией этногенеза» (ПТЭ).
Непризнанный учёный
Льву Гумилёву из-за его «классово чуждого» происхождения пришлось пройти многочисленные испытания, включая длительные заключения в сталинских концлагерях. Только после войны он смог завершить своё высшее образование и тогда же защитить кандидатскую диссертацию, после чего вторично попал в ГУЛАГ. В 1961 году Гумилёв стал доктором исторических наук, а в 1974 году защитил диссертацию на соискание степени доктора географических наук. Эта работа как раз и содержала в себе обоснование ПТЭ. Несмотря на единодушное решение диссертационного совета ЛГУ, Высшая аттестационная комиссия не утвердила результатов защиты.
На публикацию монографии Гумилёва «Этногенез и биосфера Земли» всякий раз накладывался запрет советскими цензурными органами. Между тем, в «научной» печати шла травля учёного по принципу «не читали, но осуждаем». Теория Гумилёва подвергалась поношению из-за её «идеализма» и «противоречия марксизму». Учёному приписывали «социал-дарвинизм» и чуть ли не фашистскую идеологию. Если бы не Перестройка, то Гумилёву, вероятно, пришлось бы в третий раз отправиться в тюрьму.
В напечатанном виде Льву Гумилёву так и не удалось увидеть главный труд своей жизни. Только после его смерти его теория, на фоне идейного банкротства марксизма, обрела популярность.
Теория пассионарности
Исторический процесс, по Гумилёву, есть взаимодействие народов (этносов) с вмещающим ландшафтом и другими народами. Каждый большой народ, оставивший след в истории, проходит в своём развитии пять стадий. Первая это образование нового этноса и пассионарный подъём. Вторая – акматическая фаза – образование суперэтноса. Третья – надлом, снижение пассионарности. Четвёртая – инерционная фаза, когда народ продолжает существовать как бы по инерции, «проживая» накопленный исторический капитал. Пятая – разрушение.
Эти стадии Гумилёв иллюстрировал богатыми примерами из истории разных континентов и цивилизаций.
Разрушение русского этноса
Русский, точнее – великорусский народ, по мнению Гумилёва, образовался только в XIII веке. Русский народ времён Киевской Руси представлял собой совершенно другой этнос. Фаза пассионарного становления русского народа продолжалась триста лет, до конца XV века, когда было создано Великорусское государство и свергнуто монгольское иго. Следующие триста лет – до конца XVIII века – характеризовались широкой экспансией русского народа и складыванием на его основе российского суперэтноса, включившего многие другие народы.
С начала XIX началось резкое снижение пассионарности русских – они перешли к третьей фазе своего развития. Согласно Гумилёву, этнос живёт примерно 1200-1500 лет. В конце XXI века должна начаться инерционная стадия развития русского народа, а с начала XXV столетия он перейдёт в фазу исчезновения. Впрочем, воздействие других народов способно ускорить прохождение стадий упадка и исчезновения.
Критика взглядов Гумилёва
Критика теории Гумилёва редко касалась существа вопроса. Она направлялась, главным образом, идеологическими мотивами. Оппонентов Гумилёва раздражало не его предсказание будущего русских, а его мнимый «антисемитизм». Однако мы можем усомниться в его построениях чисто рационально.
В самом деле, цивилизации древнего Египта, Китая, Ирана существовали более трёх тысяч лет. Китайская и иранская цивилизации существуют и сейчас в полной преемственности от древних. По Гумилёву получается, что этносы-носители данных цивилизаций сменялись неоднократно. Пусть так. Но страна-то оставалась, и её культура продолжала непрерывно развиваться. Да и если русские, согласно Гумилёву, являются совсем другим этносом, чем во времена Киевской Руси, но историю-то свою они продолжают вести оттуда. Так что русская цивилизация уже переживает своё двенадцатое столетие. Но это сущая мелочь по сравнению с возрастом цивилизаций Китая и Ирана. Поэтому можно предполагать, что Русь—Россия просуществует ещё не одну тысячу лет.