Для международных организаций, которые принято называть «авторитетными», наступил час величайшего позора и бессилия. Генсек ООН при подписании зернового меморандума в Стамбуле испил чашу унижения до дна, отметив «большой опыт Шойгу в миротворческих операциях, в том числе в Закавказье» (на следующий день этот опытный миротворец обстрелял одесский порт).
МАГАТЭ шестой месяц беспомощно наблюдает за захватом крупнейшего в Европе атомного объекта: инспекторам агентства в лучшем случае уготована роль статистов в российской террористической спецоперации на Запорожской АЭС.
Международный Красный Крест подорвал свою репутацию в первые месяцы большой войны, а теперь в лучших традициях «нейтралитета и прагматизма» смиренно и безуспешно просит доступ к раненым в Еленовке и ограничивается аккуратным заявлением по поводу чудовищного убийства военнопленных, вышедших с «Азовстали» при участии МККК.
ЮНИСЕФ тоже не пускают в «зону близ российской границы», поэтому ооновский фонд не в состоянии проверить информацию о похищениях украинских детей, незаконных усыновлениях и насильственной русификации.
Amnesty International в своем последнем отчете откровенно обслуживает российскую пропаганду. И хотя это далеко не первый репутационный кризис старейшей правозащитной организации (буквально накануне вторжения РФ в Украину она выпустила скандальный доклад об «апартеиде» в Израиле), на этот раз всем понятно, что AI в ее нынешнем виде должна сойти со сцены.
Неэффективность, моральная несостоятельность, коррумпированность отдельных структур и целых кластеров международной бюрократии были очевидны и раньше. Паралич Совбеза ООН, безнаказанность военных преступлений, неспособность поставить заслон грязным деньгам и гибридному влиянию диктаторских режимов — все эти дисфункции стали не просто наглядными, а смертоносными.
Российская Федерация, которую по недоразумению считали государством, представляет собой мафиозную террористическую структуру, гигантскую ОПГ. Она подрывает все правила и механизмы сосуществования и взаимодействия мировых игроков. Она подтирается решениями международных судов. Она окончательно растоптала и Устав ООН, и Хельсинкский акт, и множество подписанных соглашений и меморандумов, и правила международной ядерной, продовольственной, экологической безопасности. Она сама исключила себя из мировой системы конвенций, перейдя к откровенно бандитским методам.
По мере ужесточения санкций и усиления изоляции террористическая Россия все более дерзко использует шантаж, саботаж, провокации, пытаясь дискредитировать саму идею международных договоренностей и права (сегодняшний зловещий символ — клетки в Мариуполе для игрушечного «трибунала» и настоящих казней).
Сегодня любая структура с участием РФ либо уже «взломана», либо скомпрометирована. У погромщика, ворвавшегося в одну из квартир, есть связка ключей от множества служебных помещений. Пока его не удалось обезвредить, нужно хотя бы отобрать ключи и отмычки.
На наших глазах обрушилась вся прибыльная «индустрия пацифизма», с ее лицемерием, бюрократизмом и наглой самодостаточностью.
И наоборот, оборонительные западные структуры получили новый импульс. НАТО укрепляется и расширяется. Заработала сложная машина Рамштайна — единственный на сегодня международный механизм, который реально спасает жизни украинцев.
Большая антироссийская коалиция складывается поверх консенсусных рамок НАТО и ЕС. Беспрецедентные вызовы требуют нестандартных ответов, формирования «добровольческих групп государств-интервентов» внутри НАТО или по формуле «НАТО плюс» (коалиции ad hoc уже обсуждались в связи с черноморскими зерновыми конвоями и российскими угрозами в адрес Литвы).
Меняются и подходы к ядерному сдерживанию: Германия заговорила о европейском ядерном зонтике (а американский с 2010 года накрывает не только союзников, но и «партнеров» — всего около полусотни стран).
Большая война в центре Европы перезапустила систему международного правосудия: уже несколько месяцев идет беспрецедентная по масштабу, оперативности и слаженности работа разных следственных структур по делам о преступлениях России в Украине.
Ловля российских военных преступников и истребование репараций — задачи, которые потребуют мобилизации международных механизмов принуждения, функционала «мировой жандармерии».
Чтобы «мировой порядок, основанный на правилах», устоял, его придется «пересобрать» — гнилые конструкции отбросить, работающие — укрепить, о многом — заново договориться.
Война рушит иллюзии, стереотипы и репутации. Большая трансформация мировой системы правил, институтов и альянсов уже началась. В этом процессе Украине принадлежит особая роль как сегодняшнему моральному лидеру свободного мира и будущей державе-победительнице. Первичны ценности, за которые льется кровь, а институциональные изменения воспоследуют. Главное, что это будет мир без террористической Российской Федерации.
Больше историй
Внезапное перемирие
Лавров заявил, что Украина не имеет права на территориальную целостность
Первый день больших тарифов Трампа