T.me В рамках дискуссии на полях ООН США и Великобритания обвинили Россию в организации кампании дезинформации в Интернете, запугивании и арестах российских журналистов, пытающих донести до аудитории правду о войне в Украине.
Вместе с тем американский и британский послы в ООН решительно отвергли утверждения полпреда РФ во Всемирной организации о том, что Запад якобы пытается установить контроль над потоками информации с тем, чтобы определять, что есть правда, а что нет.
Напомним, президент США Джо Байден по случаю Всемирного дня свободы прессы выступил с заявлением, где, в частности, сказал: «Кремль усилил свою железную хватку, которой он держит гражданское общество, в том числе путем принятия закона о «дезинформации», призванного заставить замолчать тех, кто говорит правду. Оказавшись перед выбором между репрессиями и цензурой или угрозой возмездия, многие российские журналисты и другие представители средств массовой информации сделали трудный выбор в пользу того, чтобы бежать из своей страны».
По словам Байдена, это цена, которую платят работники СМИ и их семьи за стремление честно передать историю о «несправедливой и жестокой войны Путина в Украине».
«На медийном пространстве страны вообще не осталось независимых СМИ»
Заявления российских чиновников в каком бы ранге они не находились комментарию подлежат с большим трудом, заметил главный редактор «Ежедневного журнала» Александр Рыклин. Потому что, по его мнению, в них обычно нет ни слова правды. «Впрочем, иногда создается впечатление, что они порою уже сами начинают верить в ту откровенную ложь, которую транслируют на весь мир, но в расчете прежде всего на своих сограждан, – уточнил он. – Настолько они это делают самозабвенно, входя в раж. Профессиональные актеры, что тут скажешь. Проблема в том, что даже при понимании того, что те лгут, довольно большая часть населения считает, что в условиях войны так и надо действовать, что это, мол, такой инструмент сопротивления мировому давлению, которое вдруг обрушился на Россию».
Тем не менее до многих все же начинает доходить, что в Украине что-то идет не так, что, видимо, план у Кремля был совсем другой, констатировал Александр Рыклин: «Потому что, ну сколько действительно можно твердить, что все идет по плану, когда российские войска оставляют захваченные позиции и не могут добиться существенных успехов на протяжении вот уже более чем трех месяцев? Уж больно темный план какой-то получается. Однако даже неудачи на полях сражений и понесенные потери пока не производят должного впечатления на общественность. Согласно опросам существенная часть населения поддерживает официальный курс или делает вид, что поддерживает».
Вместе с тем характерно, что российские власти стыдливо умалчивают то, в каком состоянии находится сегодня свобода слова в России, указал журналист. «Сейчас на медийном пространстве страны вообще не осталось независимых СМИ. Круглый ноль. Заблокированы все свободные источники информации. Железный занавес сооружен. Еще хуже то, что, похоже, это надолго. На самом деле все будет зависеть от формата завершения войны. Но неизвестно когда и чем она закончится, у нее же очень много развилок. Может только гадать на этот счет. Однако я не вижу хороших вариантов для России вообще и в смысле свободы СМИ, в частности. Хотелось бы надеяться, что я заблуждаюсь», – резюмировал главный редактор «Ежедневного журнала».
«Путинизм и жесточайшая цензура теперь связаны навсегда»
Запад действительно придерживается определенных принципов, во всяком случае, соглашается с тем, что дважды два четыре и не называет черное белым в отличие от кремлевской пропаганды, считает социолог и публицист, в прошлом генеральный секретарь Союза журналистов России Игорь Яковенко. По его словам, в этом смысле и впрямь можно говорить, что Запад контролирует информационные потоки. «А в России за то, что ты говоришь, что дважды два четыре, можно легко сесть в тюрьму, вот и вся разница, – добавил он. – Потому что тебя с легкостью необыкновенной обвинят в создании фейков о российских вооруженных силах».
Таковы особенности свободы слова в нынешней России, таково «суверенное» понимание кремлевскими правителями основ журналистики и прав журналистов, подчеркивает Игорь Яковенко: «Когда одного из провластных пропагандистов, Эрнеста Мацкявичюса (в прошлом ведущего телеканала «Россия 1»), назначают руководителем департамента медиа Высшей школы экономики, это уже тенденция: фельдфебеля в Вольтеры! Дальше уже ехать некуда».
Путин начал закатывать журналистику под асфальт с самых первых дней своего президентства, утверждает эксперт: «Вначале он уничтожил НТВ, самое влиятельное негосударственное СМИ на тот момент, потом ликвидировал все остальные независимые медиа. При нем за свою профессиональную деятельность были убиты около полутора сотен журналистов. Но журналистика продолжала прорастать сквозь асфальт. А сейчас уже действительно медийное пространство зачищено полностью. Основная часть потоков независимой информации идет только из-за границы».
Вместе с тем Игорь Яковенко не верит в изменения в медиасфере к лучшему даже после завершения войны в Украине. «Думаю, война при Путине вообще никогда не закончится, а лишь войдет в другую фазу, – продолжил он. – Путин изменил форму своего существования. Если раньше он был жив до тех пор, пока находился у власти, то теперь он жив, пока воюет. Поэтому тотальная цензура не исчезнет до конца путинского режима. Путинизм и жесточайшая цензура теперь связаны навсегда».
Хорошо уже одно то, что фашистские режимы, как и диктаторы, смертны, причем, случается это с ними зачастую внезапно, заключил экс-глава Союза журналистов России.