«Критическим моментом» войны в Украине назвала эти дни Нина Тумаркин (Nina Tumarkin), профессор славянских исследований Уэлсли-колледжа и модератор выступления гостя из России Ивана Куриллы (Ivan Kurilla), профессора истории и международных отношений Европейского университета в Санкт-Петербурге.
Дэвис-центр русских и евразийских исследований при Гарвардском университете (Davis Center), орзанизовавший эту встречу, пригласил известного российского историка выступить виртуально с мемориальной лекцией.
Главной сферой научных интересов Ивана Куриллы являются история российско-американских отношений и взаимоотношения между государством и обществом в современной России. Он автор ряда книг и исследований, многих научных статей. Тема его виртуальной лекции в Дэвис-центре сформулирована лаконично: «Россия: что дальше?».
«Мы хотели бы узнать, как в России относятся к этой войне разные люди, — сказала, предваряя выступление гостя, Нина Тумаркин (здесь и далее перевод с английского). – Сейчас, когда мы все переживаем шок и ужас, когда у всех у нас перед глазами страшные свидетельства зверств российских солдат в Буче и других местах, мы хотим понять, кто ответствен за эту катастрофическую войну? Что о ней знают россияне в разных секторах общества? Когда завершится война? Какие перспективы реинтеграции России в мировое содружество? Нам интересно мнение профессора Куриллы по этим и многим другим вопросам. Но прежде чем передать ему слово, я должна отметить незаурядную смелость профессора Ивана Куриллы, который не скрывает своего критического отношения к политике Путина. Он относится к той части российской интеллигенции, которая на протяжении длительного времени критикует российские власти и лично Путина. В день начала агрессии 24 февраля он в числе группы ученых подписал петицию, осуждающую вторжение российских войск в Украину. В своих выступлениях, статьях и постах в Фейсбуке он называет это вторжение не «специальной операцией», а войной, что в России в наше время может повлечь тюремный срок до 15 лет. Три недели назад, когда мы с ним обсуждали его предстоящую лекцию, я спросила профессора, будет ли ему комфортно говорить то, что он думает. И он это подтвердил, сказав, «да, я понимаю, что у меня могут возникнуть проблемы, но свобода говорить открыто — это последняя крепость, которую я намерен защищать».
Опросы под вопросом
«Мы живем в трагический момент истории для нашей части мира, — сказал Иван Курилла. – Трагедия для Украины и украинцев. Это также катастрофа для российского народа. Мы должны разобраться и понять, что привело к этому, что произошло и происходит в российском обществе. Я не буду говорить о войне. Пусть сами украинцы опишут жизнь под российскими бомбами. Последний месяц я живу с чувством стыда. Я намерен говорить о социальных параметрах российского общества. Главной задачей путинской пропаганды стало доказательство полной поддержки властей народом. Мы видим результаты опросов общественного мнения, демонстрирующих широкую поддержку войны. Я постараюсь объяснить, что реально скрыто за этой “единодушной” поддержкой».
По мнению гостя, есть большая разница между реакцией на аннексию Крыма восемь лет назад и нынешней агрессией России.
«Тогда я был в меньшинстве, осуждавшем незаконный захват Крыма, — вспоминает профессор Курилла. — Большинство же праздновало аннексию. Сегодня я не вижу счастливых лиц. Давайте взглянем на опросы. Но прежде я хочу подчеркнуть, что в авторитарных государствах опросы выдают те результаты, на которые рассчитывает власть. Когда началась война, Левада-центр зафиксировал поддержку спецоперации в народе на уровне 71 проц, а неделю назад она выросла до 83 проц. Тут нужно учесть реакцию на принятый закон, о котором упомянула Нина, когда за негативное отношение к войне можно получить длительный тюремный срок. Многие просто боятся говорить правду. В соцсетях очень много проплаченных троллей, которые пытаются создать иллюзию массовой поддержки политики Путина. Большое число людей, особенно в провинции и особенно старшего возраста получают информацию исключительно из телевизора, который потчует их провластной пропагандой. Доступа к правдивой информации в Интернете у многих нет, а обходить запреты, скажем, с помощью VPN далеко не все умеют».
К числу признаков реально невысокой популярности войны в российском обществе Иван Курилла отнес то, что знак Z, ставший символом поддержки военной операции в Украине, относительно не заметен в Москве и Петербурге, где его водружают на правительственные здания и крайне мало водителей прикрепляют его на свои автомобили. В этом профессор видит большое отличие от реакции на захват Крыма, ведь тогда символизировавшие его георгиевские ленточки были крайне популярны. Кроме того, по его мнению, «можно на пальцах двух рук пересчитать звезд шоу-бизнеса, поддерживающих войну». Сотни знаменитостей выступают против войны, массовым порядком уезжают из страны.
Протесты и Левиафан
Гость отдельно коснулся так называемого открытого «письма ректоров», который подписали сотни ректоров университетов и вузов страны, в том числе самых крупных и авторитетных, в поддержку военной операции в Украине.
«Характерно, что некоторые западные университеты прекращают контакты с их российскими коллегами, — сказал Курилла. — Давайте я объясню. Ректоры не выражают мнение академической общественности. Ректоров назначает государство. Оно же их может в любой момент снять с должности. Реальную позицию российских ученых выразило открытое письмо академиков и ученых, осудившее вторжение в Украину сразу же 24 февраля. Его подписали по меньшей мере семь тысяч ведущих сотрудников университетов и вузов страны. Я знаю случаи, когда за подписание этого письма людей увольняли».
«Очень символична цифра 25 процентов, которую в недавнем интервью озвучил пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков, — продолжал он. – По его словам, именно столько в стране несогласных с военной операцией в Украине. Зная, как обычно исчислются такие данные властями, полагаю, правда, чисто произвольно, что реальное число несогласных где-то под 50 процентов».
Почему сейчас в России не наблюдаются массовые протесты, спросили профессора Куриллу.
«За двадцать лет путинского правления методично, шаг за шагом, уничтожались стрктуры «горизонтальной солидарности», — отметил он. – Я имею в виду неправительственные организации и группы, которые власти либо закрывали, либо наклеивали на них метку «иностранного агента». Были разгромлены все штабы Алексея Навального, а самого его после попытки отравления арестовали, осудили и запрятали в колонию. Закрыли и такие гуманитарные организации, как «Мемориал». И теперь каждый, кто решится выйти на улицу с протестом, понимает, что ему противостоит безжалостный Левиафан. Если русские солдаты убивают украинцев на их земле, что помешает власти жестоко расправиться со своими согражданами? Люди элементарно боятся насилия и преследований».
Какая альтернатива протестам? «Отъезд за границу, эмиграция, — считает профессор Курилла. – В первые же дни войны уехали тысячи, если не десятки тысяч специалистов информационных технологий. Это объяснимо – им легче, чем остальным, найти работу за границей. Других потенциальных эмигрантов останавливают привходящие обстоятельства — семья, остающиеся родные, отсутствие перспектив трудоустройства».
Амбиции и ответственность
Отвечая на вопрос об «утечке мозгов», которую подтолкнули война и санкции, он объяснил, почему власти не сильно обеспокоены этой тенденцией. «Власти видят для себя позитив в том, что самые думающие и просвещенные россияне бегут от режима за рубеж, — заметил гость. – Ведь это как раз те люди, которые составляли большинство на акциях протеста. Есть поговорка: снявши голову, по волосам не плачут. В то же время нельзя исключить вероятность того, что в какой-то момент власти решат закрыть границы, чтобы остановить массовое бегство».
Война в Украине вызвала в мире нападки на русскую культуру и многочисленные попытки ее «отмены». Справедливо ли наказывать культуру за действия режима? Отвечая на этот вопрос, Иван Курилла сказал: «Полагаю, что это эмоциональная реакция, долго она не будет продолжаться. Смотрите, прошло время, и никто не наказывает культуру Германии за преступления нацистов. Уверен, что русская культура сама защитит себя от нападок. Другое дело, что официальная российская пропаганда использует факт «отмены» как подтверждение «русофобии» Запада».
«Есть точка зрения, что власти подтолкнул на военную авантюру возросшие «империалистические амбиции» большого числа россиян, — сказал он далее. – Я так не считаю. Война – личный проект президента Путина. Но это вовсе не снимает ответственности со всего российского народа. Граждане России несут эту ответственность и будут еще очень долго платить по счетам, оплачивая восстановление разрушенной Украины. Вышесказанное не отменяет персональной ответственности за совершенные военные преступления, в том числе и тех, кто занимался пропагандистской поддержкой войны. Нам предстоит анализировать причины произошедшего со страной и делать выводы из совершенных ошибок. Надеюсь, что наступит момент, когда уйдет в историю режим Путина и мы начнем строить новую Россию. Но, полагаю, об этом подробно говорить еще рано».
Один из зрителей виртуальной лекции выразил восхищение смелостью российского ученого, который, вопреки существующим опасностям, честно высказывает свою точку зрения.
«Нина уже процитировала наш с ней разговор, когда мы обсуждали предстоящую лекцию, — сказал профессор Курилла. – Могу сказать еще раз: если я замолчу, то потеряю себя».