T.me Интервью итальянской газете ilGiornale, снятое редакцией с публикации в последнюю минуту.
— Вы сказали, что Россия готова нанести ядерный удар из Беларуси. Какие у вас есть доказательства? Каковы цели Путина и каковы глобальные последствия?
— Источники информации у нас у всех одни и те же — заявления российского и белорусского руководства плюс какие-то высказывания российских и белорусских пропагандистов, состоящих на зарплате своих хозяев. Никаких других источников информации у нас нет, да нам и не нужны они. Всё происходит на наших глазах. Лукашенко год назад вывел Беларусь из безъядерного состояния. Лукашенко неоднократно говорил, что обратится к России с просьбой “вернуть” ядерное оружие, которое Россия вывезла в 1995 году на основании договоренностей, достигнутых с Украиной, Беларусью и великими державами в 1994 году (“Будапештский меморандум”).
Лукашенко неоднократно упоминал, что Польша и Литва представляют угрозу для Беларуси и в том числе ядерную угрозу (что чистая ложь, но Лукашенко это неоднократно говорил). После недавнего визита Путина в Минск Лукашенко сообщил, что белорусские самолеты будут в России переоборудованы под “специфические боеприпасы” (ракеты с ядерными боеголовками), которые будут установлены на белорусских самолетах. Эти самолеты были отправлены в Россию и были там соответствующим образом модернизированы. Эту информацию несколько позже нам подтвердил Путин. И вот сейчас Путин объявил о том, что, да, Россия передислоцирует ракеты с ядерными боеголовками для белорусских самолетов и “Искандеры” в Беларусь, где это ядерное оружие будет находиться под управлением и контролем российского министерства обороны. Это всё произошло на наших глазах в течение последнего года. От размещения ядерного оружия в Беларуси до нанесения ядерного удара дистанция в смысле времени может быть всего несколько часов. Так что времени для превентивного предотвращения возникшей угрозы у Европы очень мало.
Пока что Путин сказал, что хранилища для этого ядерного оружия будут подготовлены в Беларуси к 1 июля 2023 года. Но я бы эту дату вообще игнорировал. “Хранилищ” для ядерного оружия строить никакой необходимости нет. Если сейчас что-то и будут строить в Беларуси “к 1 июля”, так это бомбоубежища для руководства страны, поскольку нужно будет ожидать ответного удара по Беларуси сил НАТО.
Если бы Путин хотел перебросить ядерное оружие поближе к европейским границам в рамках “политического заявления” или для давления и шантажа, то ему не нужно было бы размещать ядерное оружие в другом государстве, в Беларуси, нарушая, кстати говоря, договор 1995 года о нераспространении ядерного оружия. Именно поэтому Путин подчеркивает, что это не передача Беларуси ядерного оружия, а перемещение подконтрольного России ядерного оружия в Беларусь. В рамках “политического заявления”, блефа или шантажа Путин перебросил бы это оружие в Калининградскую область. Оттуда, если посмотреть на карту, можно угрожать всей Европе, оставляя оружие на российской территории. Так что, к сожалению, переброска ядерного оружия в Беларусь не имеет отношения ни к политическим маневрам, ни к блефу, ни к шантажу. Это завершающая фаза подготовки военной операции по нанесению ядерного удара по Польше и Литве, как и предупреждал Лукашенко. Именно так нужно оценивать происходящее.
В последнее время всё, что касается России, сначала звучит достаточно “нереалистично”, а потом оказывается самой простой реальностью. Вторжение России в Грузию в 2008 году, вторжение в Украину в 2014 году и полномасштабная война России против Украины в феврале 2022 года за год до событий считались невозможными. Сейчас ведь всё это, задним числом, кажется очень реалистичным и даже ожидаемым развитием событий.
Переброска российского ядерного оружия в Беларусь создает реальную угрозу ядерного удара из Беларуси по Европе, прежде всего Польше и Литве. Именно по этой причине Путин оставил оккупированную им в 2020–2021 годах Беларусь независимым государством, а не аннексировал ее как Крым и другие оккупированные украинские территории, чтобы ответный удар НАТО наносился по Беларуси, а не по России. Для предотвращения угрозы ядерной атаки на Европу из Беларуси НАТО обязано ликвидировать эту угрозу на превентивном уровне, до того, как ядерное оружие будет переброшено в Беларусь.
Лукашенко проиграл выборы в 2020 году и является диктатором, находящимся в Беларуси у власти незаконно. Законная белорусская власть находится сейчас за границей. Оппозиция — за границей или в белорусских тюрьмах. Россия оккупировала Беларусь. Европа обязана помочь белорусам свергнуть диктатора и его режим и восстановить в Беларуси демократическую систему управления государством, одновременно освобождая Беларусь из-под российской оккупации и ликвидируя возникшую угрозу — ядерной атаки с территории Беларуси. Никакого другого решения возникшей ядерной угрозы, кроме свержения режима Лукашенко и восстановления демократии в Беларуси, на самом деле нет. Все остальные решения могут иметь катастрофические последствия для Европы. Интервенция в Беларусь силами союзников — самый быстрый и самый бескровный способ завершить начавшуюся войну и остановить российскую агрессию, не дав этой войне превратиться в Третью мировую.
Нужно отдавать себе отчет в том, что последствия ядерного удара из Беларуси по Восточной Европе непредсказуемы. Это будет означать расширение зоны военных действий, это будет означать уничтожение Беларуси, как страны, из которой был нанесен ядерный удар. Это будет означать физическую изоляцию России от Европы на ближайшие сто лет, а может быть и больше, не говоря уже об ущербе тем странам, по которым из Беларуси будет наноситься ядерный удар.
Готова ли Россия воевать с войсками НАТО в Беларуси? По тому, как российская армия воюет в Украине, мы знаем, что не готова. Будет ли белорусская армия воевать на стороне Путина против войск НАТО в Беларуси? Не будет. Если бы Россия была готова нанести ядерный удар по Европе и США (и получить ответные удары), она бы это уже сделала. Если бы Россия была готова вторгнуться наземными силами в Восточную Европу, она бы это тоже уже сделала.
Ликвидация ядерной угрозы, исходящей из Беларуси, на превентивном уровне несет минимальные риски. Установка ядерного оружия в Беларуси увеличивает эти риски до неприемлемо высоких.
— В начале конфликта, а затем в своей книге Вы подчеркивали риск перерастания войны в Украине в Третью мировую войну, которая приведет к поражению России. Считаете ли Вы так до сих пор и почему?
— После 14 месяцев войны мы можем сказать со всей определенностью, что Россия эту войну проиграла. Дело в том, что по плану февральского наступления на Украину 2022 года Россия к апрелю 2023 года должна была уже стоять у границ Германии. К этому времени должна быть захвачена Украина, Молдова и вся восточная Европа. Это выглядит сегодня как сюрреалистическая утопия, но в этом заключался “гениальный план Путина”: начать военные действия против Украины 24 февраля 2022 года, захватить Киев за две недели, захватить оставшуюся Украину за месяц, захватить за следующий месяц Молдову, и объединенными войсками России, Беларуси, Украины и Приднестровья (территории Молдовы, где уже находятся российские войска) двинуться в Восточную Европу, начав с Литвы, Латвии и Эстонии. В этом заключался план, который был разрушен сопротивлением украинцев и вовремя оказанной НАТО помощью Украине.
Проблема только в том, что из того, что Россия эту войну проиграла, не следует, что Украина эту войну выиграла: пока что Украина держит удар, но не может выдавить российскую армию с оккупированных территорий.
Обычно понимание того, что война проиграна, приходит к руководителям политических партий, членам парламента, обществу, элите, главнокомандованию армии, правительству… И тогда страна в целом признает поражение и садится за стол переговоров. В России ни одной этой категории не существует: политические партии в России давно не борются за власть и существуют лишь формально. Общество в России отсутствует — там нет ни одной общественной организации, находящейся в оппозиции правительству. Элиты в России тоже нет — вся элита уехала за пределы Российской Федерации. После 24 февраля 2022 года из России уехали сотни тысяч, а может быть, даже миллионы людей. Российские генералы больше всего не хотят ослушаться приказа сверху и не играют какой-либо политической роли. Правительство в России абсолютно технический орган и традиционно выполняет указания президента. В России сегодня есть одна сила: ФСБ, от имени которой бывший директор ФСБ Путин, как президент, управляет страной. Его заместитель: Николай Патрушев, секретарь Совета Безопасности России и бывший директор ФСБ. Третий человек в стране — действующий директор ФСБ Александр Бортников. Есть Коллегия ФСБ, которая управляет Россией, примерно как Политбюро ЦК КПСС управляло Советским Союзом. Поэтому ситуация в России, к сожалению, контролируется ФСБ достаточно жестко.
Итак, Россия не может выиграть в этой войне даже теоретически. Но эта война может остаться в границах России-Беларуси и Украины, а может распространиться на другие государства, прежде всего на Молдову, Польшу и Литву. Установка ядерного оружия в Беларуси — самый серьезный уровень эскалации этой войны после 24 февраля 2022 года.
— Какое влияние оказывает война в Украине на руководство Путина? Изменится ли что-нибудь в Кремле или, как Вы как-то заявили, есть по крайней мере 200 Путиных, готовых его заменить?
— Возможно, в российском руководстве много людей, которые сожалеют о том, что Россия начала эту войну. Не потому, что они были против этой войны 24 февраля 2022 года, а потому, что ход войны оказался совсем другим и Россия терпит в этой войне поражение. Но вернуться в 23 февраля 2022 года уже невозможно. Путин ошибся, когда начал эту войну. Путин совершил военные преступления во время этой войны. Он неудобен как руководитель России не только для Запада, но и для самой России. Но отстранять Путина от власти для руководства ФСБ очень рискованно. Во-первых, для этого должно быть общее согласие верхнего эшелона руководителей ФСБ на уровне коллегии ФСБ плюс согласие руководителей Федеральной Службы Охраны — структуры, отвечающей за охрану Путин, плюс руководители Росгвардии, являющейся личной гвардией президента Путина…
Обсудить этот вопрос и прийти к какому-то общему решению тайно абсолютно невозможно. А обсуждать этот вопрос открыто слишком рискованно, так как можно потерять работу или даже голову. Во-вторых, и это главное, когда в России/СССР лидер руководит страной больше 20 лет, его уход ведет к крушению режима. Так было после смерти Сталина. Так было после смерти Брежнева. Так будет после ухода Путина. Так что уход Путина с политической арены может привести к крушению всей системы, и в ФСБ это очень хорошо понимают и очень этого боятся. Никаких других структур в России, чисто теоретически могущих взять в свои руки власть после ухода Путина, нет: политических партий нет; оппозиционных движений нет; армия никогда не играла в России и СССР какой-либо политической роли.
Это мы рассмотрели сценарий, когда руководство ФСБ хочет снять Путина, но не может.
А есть еще сценарий, когда руководство ФСБ полностью поддерживает Путина во всем, что он делает. И на самом деле нет никаких указаний на то, что руководство ФСБ не поддерживает Путина, так как ни одного возражения или критического замечания в отношении Путина со стороны кого-либо из руководителей современной России мы за эти 14 месяцев войны не услышали. Россией руководит коллективный Путин, и если он завтра, например, умрет, его заменит другой человек, не отличающийся по взглядам и намерениям. К окончанию войны это не приведет, потому что для этого Путина должен сменить руководитель, который остановит войну, выведет российские войска со всех оккупированных территорий в границах 1991 года, т.е. из Украины, Беларуси и Молдовы, признает границы 1991 года, согласится выплатить Украине репарации за нанесенный ущерб и выдаст суду в Гааге военных преступников. Я думаю, что это может произойти только в случае поражения Российской Федерации в этой войне.
Есть ли у Запада шанс остановить эту войну уже в Украине? Есть. Но для этого нужно давать Украине наступательные виды вооружения и использовать это оружие против военных объектов на территории России и Беларуси. Пока что НАТО не дает Украине наступательного оружия и не позволяет использовать то оружие, которое дает, против России и Беларуси. А без этого Украина не может победить в начатой Путиным войне.
— Вы являетесь самым большим экспертом по российским секретным службам и знаете, как они работают. В Италии много говорят о деле Артема Усса, сына сибирского губернатора, лояльного Путину, который бежал из-под домашнего ареста в Россию. По вашему мнению, какую роль сыграли российские спецслужбы и как они могли организовать побег Усса? Кто им помогал?
— В организации побега Артема Усса, безусловно, принимали участие российские спецслужбы по линии ГРУ (Главного разведывательного управления). Но извините, конечно: итальянское правительство сделало всё возможное для того, чтобы Усс сбежал. Его не выдали немедленно в США по запросу Соединённых Штатов, его перевели из тюрьмы под домашний арест. Мы, конечно же, не знаем, как именно сбегал Усс, но мы точно знаем, кто ему помог: ему помогло итальянское правительство, поэтому организаторов его побега нужно искать среди тех, кто имел отношение к переводу Усса из тюрьмы под домашний арест, откуда, как всем было понятно, он легко сбежит. Вот он и сбежал. Удивляться этому не стоит.
— Российские секретные службы, кажется, достигают всего и действуют без угрызений совести в отношении противников Кремля. На чем основана их власть и боитесь ли вы оказаться под их прицелом?
— С 2000 года Россией управляет ФСБ — самая старая в сегодняшней России структура (она была образована в декабре 1917 года). Это единственная структура (кроме армии), пережившая падение советской власти в 1991 году. Впервые в мировой истории с 2000 года государством управляет Государственная Безопасность как ведомство. Такого никогда не было. Государствами управляли монархи, диктаторы, политические партии, но спецслужбы государствами никогда не управляли.
В СССР и России в эту структуру шли работать очень специфические люди. Нормальный человек никогда не шел работать в КГБ или ФСБ. Этих людей никогда не учили строить и создавать. Их учили инфильтрировать, контролировать, разрушать и убивать. Это то, что являлось их профессией, и это то, что они хорошо умеют делать. В 2000 году они захватили власть в России. В 2008 году они начали войну в Грузии. В 2014 году начали войну в Украине. В 2020–21 годах захватили Беларусь. В 2022 году продолжили войну против Украины. Они пытаются расширить свою власть на Восточную Европу, чтобы затем продолжить это расширение в сторону Западной Европы. Не случайно сегодня Путин и Патрушев заявляют, что воюют не против Украины, а против НАТО. Речь идет именно о военном противостоянии НАТО, в том числе о противостоянии Соединенным Штатам. Поэтому я не склонен считать, что проблема, очевидным образом обозначившаяся 24 февраля 2022 года, ограничится Беларусью и Украиной.
Что же касается моей личной безопасности, то, будем откровенны, после 24 февраля 2022 года я вообще этим вопросом не озабочен, так как это беспокойство, если оно и было, отошло на задний план из-за войны в Украине.