60-sovetskoj-armii-sdalis-v-plen

Сухая статистика свидетельствует, что кадровая Красная армия в 1941 г. не была истреблена, она сдалась вермахту в плен. Потери РККА за 1941 г. составили около 3,5 миллиона пленными, а вся кадровая армия СССР на июнь 1941 г. составляла 5,5 миллиона человек, 3/4 из которых находились в Западных военных округах.

80 лет назад, 3 июля 1941 года Сталин произнёс речь для задавленного им народа: «Товарищи! Граждане! Братья и сестры! Бойцы нашей армии и флота!К вам обращаюсь я, друзья мои!» Тональность этого выступления показывала, что вождь сомневался, выйдет ли он победителем в схватке с нацизмом. За несколько дней до этого у него от непредвиденной перегрузки случилось нечто отдалённо похожее на потерю самообладания – пожалуй, единственный раз за всю его политическую карьеру. Причина этого была проста – переутомление. Как показывает журнал его посещений, несколько дней после начала немецкого вторжения не очень здоровый человек, которому тогда было уже за шестьдесят, почти не сомкнул глаз.Сталин смотрит на нас и спрашивает: зачем пришли? Вид у него был спокойный, но какой-то странный

…В Бундесвере в годы холодной войны проводились эксперименты со сном военнослужащих – последние должны были выполнять учебные задачи, а потом писать о них отчёты. В первой группе солдаты бегали, стреляли и кидали гранаты после того, как всласть понежились в объятиях Морфея. Во втором случае молодые бойцы продирали глаза ни свет ни заря после того, как отсыпали лишь армейский минимум – четыре часа. И так в течение нескольких дней. Потом участников групп меняли местами, и отоспавшихся новобранцев вгоняли в недосып, а недоспавшим, наоборот, давали, что называется, выдрыхаться вволю, но снова и тех и других посылали на полигоны и в леса. Командиры удивились итогу опытов: объективные результаты попаданий, бега с препятствиями и иных задач в обоих целевых группах при длительном или, наоборот, довольно коротком сне отличались минимально. В стрессе молодой здоровый организм и свежая голова давали не так много сбоев даже при сильной нагрузке, если та не переходила в перегрузку. А вот отчёты сильно отличались. Не выспавшиеся солдаты писали о том, как косо они стреляют в силуэт условного противника, неуклюже перескакивают через канавы и медленно роют окопы. С недосыпом сильно падает самооценка, опускаясь ниже реальной.

Вероятно, из-за накопившегося недосыпа Сталин и произнёс в те июньские дни в узком кругу знаменитую ошибочно-самоуничижительную фразу, которую со слов Берия донёс до нас Хрущёв в своих мемуарах: «Ленин оставил нам пролетарское Советское государство, а мы его просрали». За подобные «пораженческие высказывания» или же «паникёрские настроения» в начале советско-германской войны в СССР можно было отправиться в ГУЛАГ или штрафбат, а то и получить расстрел на месте. Не об этом ли подумывал переутомившийся главнокомандующий 30 июня 1941-го, когда, по свидетельству Микояна, его приближённые явились за ним без приглашения: «Приехали на дачу к Сталину. Застали его в малой столовой сидящим в кресле. Он вопросительно смотрит на нас и спрашивает: зачем пришли? Вид у него был спокойный, но какой-то странный…» Вряд ли когда-то можно будет ответить на вопрос: не просто ли он задремал и отсыпался, а очнулся из-за шагов товарищей? Так или иначе, результат политики упреждающего террора дал себя знать – Джугашвили долго готовил войну и заблаговременно истребил всех, кто мог бы претендовать на его должность в критической ситуации. Политбюро пришло не с наручниками, а с челобитной, и предложило наделить и так абсолютного деспота ещё большими формальными и номинальными полномочиями, создав под его началом Государственный комитет обороны.Появляется анекдот про новое оружие Сталина – «Руки вверх!»

В те дни беспокоился Сталин не зря, поскольку знал и понимал главную причину поражений, хотя и не говорил о ней прямо.

Не вдаваясь в конкретные характеристики побоища, устроенного сравнительно небольшим и скромно вооружённым, но неплохо организованным вермахтом сталинской бронированной армаде во второй половине 1941 г., приведём яркое, вплоть до гротеска, описание этих событий свидетелем – атаманом антисоветского партизанского отряда Тарасом «Бульбой» (Боровцом):

«От Прибалтики до Чёрного моря происходит невиданное в истории человечества зрелище… Целые дивизии, корпуса, армии, целые фронты идут вперёд с поднятыми вверх руками.

Появляется анекдот про новое оружие Сталина – «Руки вверх!».

Только часть фронтовых чекистов и комиссаров, если их не одолел и не перестрелял советский солдат, к своему счастью на автомобилях и награбленных конях день и ночь бегут лесами и болотами на восток. За ними лезет туча местных энкавэдэшников, милиционеров, секретарей и глав всех районов, обкомов, которые до этого, как мошка и пиявки, точили живую кровь из нашего народа. Лезут они, перепуганные насмерть, со своими семьями…

Их неотступно преследуют немецкие ударные части СС и вермахта с закатанными по локти рукавами шерстяных серо-зелёных мундиров.

Одни на лбу носят череп – символ смерти, у других на ремне блестит „Гот мит унс“ („С нами Бог“)…[Перед немецкой армией] шастает обстриженная под машинку, чтобы не было где прятаться вшам, …голова [советского солдата], с чёрной, запылённой, неделями не мытой бородой, хоть ещё только второй день войны. Понурая фигура, измождённое голодом и солёной рыбой лицо. В… замызганной расхристанной гимнастёрке, в брезентовой обуви. Подпруга через плечо, а через другое плечо – гордость советской военной техники, автоматическая винтовка Симонова. Известна она тем, что 5–6 выстрелов из десяти идут косо, а чтобы её поправить, опытному офицеру нужна половина дня. Сзади болтаются, ударяя по бёдрам, противогаз и лопатка.

Вместо военного рюкзака – крапивный мешок, к которому привязана… „фуфайка“. Там же привязанный погнутый и поржавелый котелок…»

Сухая статистика свидетельствует, что кадровая Красная армия в 1941 г. не была истреблена, она сдалась вермахту в плен. Потери РККА за 1941 г. составили около 3,5 миллиона пленными, а вся кадровая армия СССР на июнь 1941 г. составляла 5,5 миллиона человек, 3/4 из которых находились в Западных военных округах. Кроме того, как следует из сообщения управления по борьбе с бандитизмом НКВД СССР, за первые полгода войны НКВД было задержано 711 тысяч дезертиров из Красной армии и 72 тысячи уклонистов от военной службы (ГАРФ: Ф. 9478. – Оп. 1. – Д. 137. – Л. 7, 9). А сколько таковых было не учтено на стремительно оставляемых советами территориях? Народ, призванный в армию из колхозного бесправия, нищеты и убожества, действительно не хотел сражаться.

От KaligulBorhes

"How long, ignoramuses, will you love ignorance? How long will fools hate knowledge?"