T.me Для начала рассмотрим военный аспект. И здесь вопрос: можно ли верить украинским данным о чудовищных потерях российской армии? Очевидно, не только можно, но и нужно. Хотя бы потому, что вся информация о потерях врага немедленно поступает в Пентагон, где оценивается и верифицируется.
В частности, не вызывают ни малейших сомнений данные об уничтожении российских «летаков и винтокрылов» (боевых самолетов и вертолетов). По данным украинских военных, на 9 марта было уничтожено 49 истребителей, штурмовиков и фронтовых бомбардировщиков серии Су (включая «современнейшие» Су-34) и серии МиГ, и 81 боевой вертолет серий Ми и Ка (включая «Аллигаторы» Ка-52). Причем больше 20 боевых вертолетов РФ украинские военные (молодцы!) сожгли на захваченном путинскими бандитами херсонском аэродроме; информацию о вертолетах на аэродроме передала служба космической разведки Пентагона. И все эти потери «военно-космических сил РФ» были подтверждено ведущими западными частными военно-аналитическими структурами!
Да и другие военные потери РФ в Украине на 9 марта – свыше 12,000 убитых и свыше 20,000 раненых (всего потери приблизились к 40,000 человек), 303 танка и 1060 бронемашин, сотни единиц артиллерии, систем залпового огня и зенитных систем – также заслуживают доверия. ВСУ (армия Украины) и батальоны территориальной обороны (теробороны) перемололи всего за 12 дней не меньше четверти личного состава и около половины боевой техники вторгшихся в Украину путинских банд! И это не считая около 2000 российских пленных. Плюс немалое количество трофейной боевой техники – главным образом, бронемашин – попавшей в руки украинских военных.
Потери личного состава путинского воинства за 12 дней приближаются к советским военным потерям за восемь с половиной лет в Афганистане. И, очевидно, произошел перелом в военной кампании: 8-9 марта наступательные действия «путинских» почти прекратились, на фронте стабилизация, равновесие. Еще немного (поскорее бы!), ВСУ и батальоны теробороны начнут контрнаступление! «Путинские», как говорят украинские сайты, «зовсим заляканы» и предпочитают тихонько отсиживаться.
А что же делается внутри РФ? Здесь дела обстоят так хорошо (для Украины и всего мира) и так плохо для путинского режима, как я и надеяться не смел еще 23-24 февраля (смотрите мои статьи, относящиеся к этому момента, на Каспаров.Ru). Словом, финансово-экономический разгром РФ оказался гораздо страшней военного поражения.
Для начала рассмотрим курсы доллара и евро к рублю.
В качестве занятного комментария рассмотрим следующее сообщение с московского полуофициального экономического сайта:
После заморозки части ЗВР России странами Запада ситуация с курсом рубля усложнилась. Об этом заявил эксперт фонда «УНИВЕР Капитал» Артем Тузов. До введения новых санкций курс рубля к доллару был занижен, считает эксперт, и «нормальный курс», на начало 2022 года, был бы около 62 рубля за доллар (против фактического курса в 74 рубля за доллар на тот момент). «Но если действительно около трети российского ЗВР заморожено Западом, и они больше не могут выступать обеспечением рубля, то справедливым курсом можно считать 85-95 рублей за доллар».
Да вот только не треть, а все 60% российского ЗВР заморожено Западом, то есть около 400 миллиардов долларов из «базовых» 643 миллиардов долларов. Всё время поступают подтверждающие сведения об этом. Одновременно заморожены (моя оценка) активы Фонда Национального Благосостояния, подсанкционных российских фирм (банков и не только) и физических лиц на общую сумму свыше 100 миллиардов долларов. Общий размер замороженных российских активов явно превышает 500 миллиардов долларов. Конечно, это сильно сказывается на курсе доллара внутри РФ.
Официальный курс доллара со 2 марта по 8 марта (торгов на Мосбирже не было) составлял 105-106 рублей. 9 марта валютные торги на Мосбирже возобновились, и курс доллара подскочил до 120 рублей, а курс евро достиг 127 рублей.
Реальный же курс продажи доллара, в уличных обменниках и банках, 7-8 марта колебался, в крупных российских городах, от 130 рублей (Москва) до 150 рублей (другие города). Сегодня, 10 марта, реальный курс продажи доллара в Москве и Минске составлял минимум 140 рублей.
Несомненно, военное поражение РФ в Украине (вдобавок к замораживанию ЗВР и прочих активов РФ на Западе) существенно «подбросило» курс доллара. Я такого высокого курса и представить не мог в момент начала вторжения 24 февраля!
Имею наглость предсказать: очень скоро реальный курс продажи доллара населению намного превысит 150 рублей. Почему так? Примите во внимание, что Америка и союзники только что (кажется, 7 марта) запретили поставки в РФ наличных евро и долларов. Плюс Америка и Великобритания 8 марта ввели эмбарго на импорт российских нефти, нефтепродуктов, природного газа и угля. Плюс то, что большая часть нефте- и газоторговцев сейчас «чураются» российских углеводородов. В итоге «физический» экспорт российской нефти к 9 марта сократился примерно на 50% по сравнению с началом января; да и эту нефть приходится продавать с большой скидкой. Вдобавок, всякий прочий экспорт из РФ сильно сокращается.
Под воздействием всех этих факторов реальный курс продажи доллара населению к концу марта, пожалуй, приблизится к 200 рублям (т.е. в два с половиной раза больше против конца декабря – начало января), а курс евро может подобраться к 220 рублям!
А как насчет розничных цен? В течение многих лет в России динамика курса доллара и динамика розничных цен почти совпадали. К примеру, между концом 2013 года и концом 2018 года курс доллара вырос с 31 рубля до 69 рубля (в 2,2 раза), а реальные розничные цены выросли, по данным независимых наблюдателей (не по данным Росстата!) примерно в 1,8 раза.
Имею наглость утверждать, что между концом декабря 2022 года и концом марта 2022 года средние розничные цены в РФ вырастут по крайней мере в 1,5 раза. Имейте в виду, что импорт потребительских товаров в РФ между декабрем и мартом сократится… даже не знаю насколько. И заменить этот пропавший импорт почти нечем (о Китае и его экономических отношениях с РФ разговор особый). Со всеми вытекающими последствиями.
Только один пример. За одну неделю с 25 февраля по 4 марта цены новых автомобилей, импортных и российской сборки, выросли в среднем на 16%. До этого, с 31 декабря 2021 года по 4 марта 2022 года, средняя цена новых «легковушек» выросла на 12%.
Всего, стало быть, с начала года по 4 марта средние цены новых легковушек в РФ выросли на… 1,16 х 1,12 = 1,30 – т.е. на 30%. И это лишь начало.
А как насчет российского фондового рынка? Здесь вообще ужас: Последний раз торговля российскими акциями на Мосбиржи проводилась 25 февраля. И главный индикатор фондовой биржи RTSI был почти в два раза ниже, чем в начале января – 937 и 1640 соответственно.
Последний раз торговля российскими «депозитарными расписками» (акциями) имела место в Лондоне 1 марта. И цена этих «расписок» оказалась в несколько раз ниже «довоенного времени».
Очевидно, если бы фондовая секция Мосбиржи возобновила свою работу 10 марта, то общая капитализация фондового рынка РФ составила бы не больше одной четвертой от уровня конца декабря – 210 миллиардов долларов и 840 миллиардов долларов соответственно.
А падение совокупных активов российских банков, в долларах? Вполне возможно, между 31 декабря и 9 марта они снизились, за счет девальвации рубля (по официальному курсу), с 1800 миллиардов долларов до 1100 миллиардов долларов!
Бедный Владимир Владимирович, ведь он так любит деньги! Как же он теперь страдает! Будем надеяться, что для него страдания продлятся недолго.