T.me Война между Россией и Украиной была катастрофической для обеих стран. Поскольку ни одна из сторон не имеет подавляющего преимущества, а их политические позиции полностью расходятся, боевые действия вряд ли скоро закончатся, пишет Фэн Юцзюнь — профессор Пекинского университета в статье для The Economist.
Далее профессор отмечает:
Ясно одно: конфликт является переломным моментом после окончания холодной войны, который будет иметь глубокие и длительные глобальные последствия.
На ход войны будут влиять четыре основных фактора. Первый — это уровень сопротивления и национального единства, демонстрируемый украинцами, который до сих пор был экстраординарным.
Второе — это международная поддержка Украины, которая, хотя в последнее время и не оправдывает ожиданий страны, остается широкой.
Третий фактор — это природа современной войны, состязания, в котором задействованы сочетание промышленной мощи и систем командования, контроля, связи и разведки.
Последний фактор — это информация. Когда дело доходит до принятия решений, Кремль оказывается в информационном коконе.
Российский президент и его команда по национальной безопасности не имеют доступа к точным разведданным. В системе, которой они управляют, отсутствует эффективный механизм исправления ошибок. Их украинские коллеги более гибкие и эффективные.
В совокупности эти четыре фактора делают окончательное поражение России неизбежным. Со временем она будет вынуждена уйти со всех оккупированных украинских территорий, включая Крым. Ее ядерный потенциал не является гарантией успеха. Разве Америка, обладающая ядерным оружием, не ушла из Кореи, Вьетнама и Афганистана?
Хотя война обошлась Украине чрезвычайно дорого, сила и единство ее сопротивления разрушили миф о том, что Россия непобедима в военном отношении. Украина еще может восстать из пепла.
Когда война закончится, она может рассчитывать на возможность вступления в Европейский союз и НАТО.
Война стала поворотным моментом для России. Она обрекла режим г-на Путина на широкую международную изоляцию. Ему также пришлось иметь дело со сложными внутриполитическими течениями, начиная с восстания наемников Группы Вагнера и других очагов вооруженных сил — например, в Белгороде — и заканчивая этнической напряженностью в нескольких российских регионах и недавним терактом в Москве. Это показывает, что политический риск в России очень высок.
Усугубляя риски, с которыми сталкивается Кремль, война убедила все больше бывших советских республик в том, что имперские амбиции России угрожают их независимости, суверенитету и территориальной целостности.
Все больше осознавая, что о победе России не может быть и речи, эти государства дистанцируются от Москвы разными способами. В результате перспективы евразийской интеграции, за которую выступает Россия, померкли.
Тем временем война заставила Европу осознать огромную угрозу, которую военная агрессия России представляет для безопасности континента и международного порядка, положив конец разрядке отношений между ЕС и Россией после окончания холодной войны. Многие европейские страны отказались от своих иллюзий относительно путинской России.
Война также поможет перестроить Совет Безопасности ООН. Это подчеркнуло неспособность организации эффективно выполнять свои обязанности по поддержанию мира во всем мире и региональной безопасности из-за злоупотребления правом вето некоторыми постоянными членами.
Это разозлило международное сообщество, увеличивая шансы на ускорение реформы Совета Безопасности. Германия, Япония, Индия и другие страны, вероятно, станут постоянными членами, а пять нынешних постоянных членов могут лишиться права вето.
Без реформ паралич, который стал отличительной чертой Совета Безопасности, приведет мир к еще более опасному положению.
В отсутствие фундаментальных изменений в политической системе и идеологии России конфликт может стать замороженным. Это только позволило бы России продолжать развязывать новые войны после передышки, подвергая мир еще большей опасности, — заключил профессор Фэн Юцзюнь.