Суицид. Из следственной практики
Данная статья не направлена на пропаганду добровольного ухода из жизни, а наоборот, призвана заставить людей задуматься над этим вопросом и натолкнуть на мысль – как достойно выжить в этом непростом мире в обстоятельствах, отнюдь не вызывающих желание жить.
Все люди приходят на этот свет одним путем, но уходят разными – у каждого своя судьба. Кто раньше, кто позже. Кто по своей воле, кто невольно, в том числе в результате болезни, несчастного случая или неосторожности либо злого умысла.
Поговорим об уходе людей из жизни по собственной воле, то есть о суициде. Причем речь пойдет о различных, если можно так выразиться, способах самоубийства, с которыми автор сталкивался по работе в прокуратуре, то есть государственном учреждении, которая непосредственно занимается проверкой обстоятельств смерти людей и расследованием дел о насильственно – криминальном лишении жизни.
В конце 19 века ссыльный поляк Вацлав Серошевский, автор обстоятельной монографии «Якуты. Опыт этнографического исследования», писал: «Якуты любят жизнь и высоко ценят сегодняшний день, но завтра, особенно то, что наступит после смерти, не особенно их занимает…Смерть, если она является …неизбежной, естественной кончиной жизни, встречают спокойно, почти бесстрашно». Как полагает ученый, даже то немногое, что они о жизни и смерти заимствовали вместе с христианством, в умах их как-то заглохло, потускнело и отодвинулось на задний план.
Быть может, потому среди якутов, эвенков и других коренных жителей республики уровень суицида довольно высок, ибо в их сознании не успела устояться христианская заповедь, что жизнь – дар божий и отнять его может только он: Бог дал – Бог взял!
По роду своей работы следователь видит лики смерти, настигшей людей вне больничных стен, чаще других людей — такова специфика работы. В моей служебной практике случаи добровольного ухода людей из жизни встречались разные. Их можно подразделить на обычные, то есть часто встречающиеся, и необычные: редкие и оригинальные способы суицида. Речь пойдет о лицах, вполне здоровых как в физическом, так и психическом плане.
О первой группе способов причинения себе смерти. Это – самоповешение, самострелы, отравление лекарствами. Конечно, каждый случай отличается от другого, но суть одна – петля, выстрел, горсть таблеток.
Не знаю почему, но запала в память картина – внутри пустующего летом большого совхозного хотона на перекинутой через балку плетеной для скота веревке висит тело молодой беременной женщины. Оказалось, что в последнее время она вела себя беспокойно, страдала токсикозом и вдруг пропала. Её долго искали и неожиданно обнаружили висящей.
Как объяснили врачи, самоубийства среди беременных, испытывающих ранее им неведомые страхи и сомнения, часто в период «токсикоза беременности», нередки. Это особое состояние влияет не только на физиологическую деятельность организма, но и на психику человека. Порой обычные раздражители, страх перед неизвестным вызывают импульсивные, непродуманные действия. Потому молодые женщины в пору первой беременности наиболее всех нуждаются во внимательном, бережном к себе отношении. Со стороны в первую очередь близких людей
Известно, что подростковый возраст потому и именуется переходным, что, переживая его, дети, еще не ставшие взрослыми, часто способны на не вполне осознанные поступки. В этом возрасте довольно часто встречаются случаи суицида. Достаточно небольшого повода (родители поругали за что-то, подросток с кем-то поссорился и т.п.), чтобы совершить акт самоубийства. Помню небольшой амбар в сельском дворе. В нем на полу лежит труп мальчика, верхняя часть головы разнесена выстрелом из ружья, которое валяется рядом. Там же лежит палочка, с помощью которой самоубийца нажал на курок. Повод пустяковый – мать упрекнула сына в нерадивости — он не выполнил какое-то поручение. Под руку попалось ружье. Мальчик решил наказать мать – пусть, мол, она рыдает над гробом, а он будет наблюдать за этим и злорадствовать: так тебе и надо!
Или такая картина – на своей кровати лежит труп девочки, рядом на столе и на полу разбросаны упаковки от сильного снотворного и других лекарств из маминой аптечки. В городах нередки «последние полёты» с крыш, балконов высотных зданий. Мотивы самоубийства неразумных еще существ те же – «на зло!». А кто постарше не могут пережить неразделенные симпатии, любовь и иные чувства, которые, по их мнению, не хотят понять взрослые.
Конечно, на подобные скоропалительные решения влияет обстановка отсутствия понимания между близкими людьми, невнимательности друг к другу, когда каждый предоставлен только себе, оказался в одиночестве и т.д. Это установленный факт — в стрессовом состоянии решимость наложить на себя руки обострена.
Порой принятию рокового решения способствует алкоголь. В середине 80-х годов прошлого века в г.Мирном покончил с собой мой знакомый Володя Г., работавший в клубе алмазников. Нормальный человек, жена, ребенок, квартира – внешне всё благополучно. Однако после небольшой ссоры со своим руководителем, он, будучи один дома, сидел — выпивал, при этом играл на баяне. Потом взял и застрелился. В предсмертной записке он, видимо, будучи пьян, сумбурно изложил мысль, что всё и все вокруг надоели! Справедливости нет!
То, что решение о самоубийстве принимается спонтанно, подтверждает тот факт, что лица, по той или иной причине оставшиеся в живых после попытки суицида, в большинстве случаев подобное роковое действо уже не повторяют.
Много лет назад в селе Ытык-Кюель стрелялся повар местной столовой — мужчина средних лет, закоренелый холостяк. Осмотр места происшествия, беседа с неудавшимся самоубийцей показали, что он, будучи в нетрезвом состоянии, взял свое одноствольное ружье, зарядил, приставил дуло к голове в области подбородка и, едва дотянувшись до курка, нажал его. При этом неловком движении дуло соскользнуло и заряд нанес касательное ранение скуловой части, унося приличный кусок нижней челюсти. Потом на мое предположение, что он, наверно, позже повторит попытку убить себя, «самострелец» протестующее замотал головой, из глаз потекли слезы.
Такой же категоричный ответ я получил при опросе молодого мужчины Семена С., освобожденного от петли соседом. Зайдя во двор соседнего дома по какой-то надобности и проходя мимо сарая, тот случайно через дверь заметил какое-то движение внутри, заглянул и увидел, как на петле невысоко болталось тело хозяина. Недолго думая, сосед схватил прислоненную к стенке косу и лезвием перерезал веревку. Когда тело мужчины свалилось на пол, освободил петлю, начал делать искусственное дыхание – тот закашлялся, задышал. Вернувшийся с «того света» Семен рассказал, что поссорился с женой, белый свет показался ему не мил и он с отчаяния повесился. С его слов, после того, как на его шее затянулась петля, он почувствовал страх, страшную боль во всем теле. До него дошло, что он совершил ошибку, хотел поднять руки к шее и освободить петлю, но не мог пошевелить ими. Это было как в кошмарном сне, когда хочется бежать, защищаться, но ноги и руки не слушаются. Он понимал, что сейчас умрет, всё его существо противилось этому, но свет угас…
Смерть от падения с высоты как способ самоубийства случается намного реже, чем вышеуказанные «методы» суицида.
Поселок Мохсоголлох расположен на скалистой платформе, кончающейся высоким обрывом у реки. Там, чуть в стороне от поселка, есть одно место, названное жителями «Скалой самоубийц». Наверно, скала соответствовала своему названию, поскольку с нее действительно бросались люди, решившие свести счеты с жизнью. Помню, что под этим скалистым берегом был найден труп девушки, разбившейся насмерть. Проверка показала, что она сама выбрала такой способ уйти из жизни. Не знаю, насколько длился предсмертный полёт, но высота падения гарантировала мгновенную смерть. Полученная кататравма была несовместима с жизнью.
Подобный же эффект я наблюдал при осмотре трупа парня, найденного под окнами 9-этажного дома по ул.Лермонтова г.Якутска. Проверка однозначно показала, что молодой человек – жертва несчастной любви. На крыше дома мы с оперативником нашли тетрадь с прощальным письмом парня и его последние следы. Не найдя понимания у возлюбленной, он в состоянии алкогольного опьянения решил, что жить дальше нет смысла, и намеренно скатился по козырьку балкона верхнего этажа, упал на трубы теплотрассы, оттуда на землю. Шансов остаться в живых у него не было…
В наше время, когда все (не считая дошколят и чуть старше) умеют плавать, мало кто решается покончить с собой, бросившись в воду. Но такие случаи бывали, особенно в сельской местности. Помню, как с помощью невода вытаскивали труп женщины, бросившейся с мостика в речку. Оказалось, что она подобным образом решила обрести свободу от домашних забот и вечно пьяного мужа.
Еще реже отмечаются случаи суицида путем вскрытия себе вен. Это делается опять же после чрезмерного возлияния и, что не совсем непонятно, женщинами. Я видел много мужчин, которые вскрывали себе вены, но почти никогда дело до смерти не доходило. Это делалось в местах лишения свободы и только в знак протеста против чего-либо. Очень редко бывает, чтобы мужчины на воле так «уходили». Считается, что резать себе вены это больно, а сильный пол, как говорят, боится боли. Но что интересно, мужчины почему-то не страшатся боли, когда закалываются ножом – втыкают нож в область сердца (и в основном только туда!) и всё. «Харакири» по-нашему.
Так несколько месяцев назад в городе Нерюнгри подобным способом лишил себя жизни молодой многообещающий спортсмен, мастер спорта международного класса по тяжелой атлетике Роман Д. У него было много друзей, но в роковой час рядом никого из них не оказалось. И некому было поддержать его в минуту душевной слабости…
Обо всех упомянутых выше способах самоубийства, отмечаемых в следственной практике, слышали и знают, наверно, все. Но вряд ли кому встречались очень редкие, почти уникальные, случаи суицида, подобные нижеприведенным.
Лет двадцать назад, зимой, в пору студенческих каникул в селе Улахан-Ан Орджоникидзевского района был обнаружен труп девушки, которая училась в Якутском университете. Назовем её Светой. Она была родом с другого района, но приехала вместе со своим, как это принято сейчас говорить в молодежной среде, «бой-френдом», к его родителям. Случилось так, что однажды вечером Света поссорилась с другом, оделась и вышла из дома. Присутствовавшие решили, что она на морозе поостынет и вернется. Поскольку она долго не возвращалась, парень отправился на поиски, но подругу не нашел. Было темно, а кричать он не осмелился. Только утром, когда рассвело, на совершенно другой улице на снегу кто-то из местных жителей увидел человека в длинном пальто, лежащего вниз лицом. Было очевидно, что человек, скорее женщина, мертв, потому близко он не подходил.
При осмотре места происшествия был установлено, что девушка свернула с накатанной дороги (улицы) на нетронутый снежный покров, прошла неровным шагом с десяток метров и упала вниз лицом. Руки были подняты к шее, на которой был обнаружен тонкий шерстяной шарф машинной вязки, закрученный с помощью тонкого поленца – палки. Несомненно, это она сама закрутила собственный шарф в удушающую петлю, постепенно перекрывая доступ воздуха к легким. Это привело к помутнению разума и потере сознания, она упала вниз лицом в снег и уже никак, если бы даже захотела, не могла спастись…
Второй необычный случай произошел в Покровске, тогда еще поселке городского типа, также много лет назад. В прекрасный летний день на дороге, ведущей из поселка к автотрассе, позади стоявшего на обочине небольшого шагающего экскаватора был обнаружен труп (да его обнаруживать-то не надо было – бросался в глаза!) молодого мужчины с открытой черепно-мозговой травмой. Рядом валялся разбитый мотоцикл «Минск». На задней поверхности экскаватора имелись следы крови и мозгового вещества. В метрах пятидесяти позади на дороге лежала мотоциклетная защитная каска, принадлежавшая потерпевшему.
Что это было? Неужели ДТП? Потерпевший наткнулся на резко затормозившее транспортное средство? Это было исключено, имея в виду скорость передвижения экскаватора. Было очевидно, что это самоубийство. Так и оказалось. Мужчина поссорился с женой, с которой жил в поселке, и выехал со двора на своем мотоцикле, поехал в сторону родного села. По пути впереди увидел медленно двигавшийся экскаватор и тут у него возникла мысль разом решить все свои проблемы. Он для верности сдернул каску, резко прибавил газу и на большой скорости врезался в заднюю часть землеройной машины. Смерть была мгновенной.
В описанных случаях изумляет крайняя решимость людей, решившихся, будучи в трезвом уме и твердой памяти, на такой неординарный последний шаг. До того, наверно, была сильна душевная боль, причиненная, быть может, неосторожным словом. Так и хочется воскликнуть – люди, будьте друг к другу внимательны! Не толкайте своих близких к смерти, ибо слово ранит и даже убивает! Как права якутская пословица – «Тыл – ох!» («Слово – стрела!»). Будьте доброжелательны друг к другу! Это особенно актуально сегодня, в пору душевной нищеты общества.