T.me С 1 сентября в российских школах появится дополнительное еженедельное занятие — «Разговоры о важном». На этих уроках в рамках «защиты российского общества от деструктивного информационно-психологического воздействия» и «укрепления традиционных российских духовно-нравственных ценностей» учителя должны будут прививать школьникам патриотизм и любовь к родине. Специально для «Разговоров о важном» в каждой школе введут новую должность — советник директора по воспитательной работе, который будет заниматься «информационно-просветительской работой со школьниками и педагогическим составом». На разработку интерактивных материалов для дополнительных занятий Минпросвещения уже потратило 22 миллиона рублей.
«Важные истории» ознакомились со сценариями и методическими материалами для учителей к новым урокам патриотизма: в них детям объясняют, что война в Украине — это «защита населения Донбасса, подвергавшееся издевательствам и притеснению со стороны киевского режима», «жители ДНР и ЛНР — русские люди, поэтому важно их возвращение в Россию», а «российские военные — герои».
Рассказываем, чему еще школьникам придется учиться каждую неделю во время войны в Украине, и что о «Разговорах о важном» думают учителя и родители.
Имена героинь и героев текста изменены в целях безопасности.
«За Родину-мать не страшно умирать»
На занятиях для первых двух классов учителя в первую очередь должны привить детям любовь к природе России, так как это «проявление любви к своему Отечеству» и «часть огромного чувства патриотизма». После показа фотографий, прослушивания звуков природы и песен (например, советская «С чего начинается Родина»), чтения стихотворений, в сценарии урока идет «свободное продолжение беседы о единстве страны, о том, как необходимо сохранять и защищать свою культуру, свой народ».
В «Разговорах о важном» школьники 3–4 классов уже не просто созерцают красоты природы, а переходят к «принятию идеи о действенной любви к Родине». Детям будут рассказывать, что любовь к родине передается от поколения к поколению, а поучиться этой любви можно не только у родителей, бабушек и дедушек, но и «у тех, кто очень давно жил». После того как учитель приводит в пример поговорки и пословицы о родине, он должен задать проверочный вопрос ученикам: «А в каких из этих пословиц отражена мысль, что любовь к Родине — это не только умение восхищаться ее красотой, но и готовность постоять за свою Родину, работать, чтобы Родина стала еще краше и богаче?»
«Примерные ответы детей», которых ожидают авторы методички:
- «Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей»;
- «Счастье Родины дороже жизни»;
- «Постоим горой за свой край родной»;
- «За Родину-мать не страшно умирать»;
- «Родину любить — Родине служить».
После ответов детей учитель предлагает выполнить задание в парах: «Посоветуйтесь друг с другом и подготовьте объяснение, как вы понимаете пословицу „Родину любить — Родине служить“. Даю вам небольшую подсказку: на доске записаны некоторые значения слова „служить“. Служить:
- исполнять воинские обязанности, быть на военной службе;
- работать, трудиться во имя чего-либо, на благо чего-либо, кого-либо».
«Мы можем с вами сделать вывод, что любовь к Родине с давних времен наши предки понимали и как преклонение перед красотой родной природы, и как готовность к делам на пользу Родине», — подытоживает учитель. В видеоролике, подготовленном для 3–4 классов, диктор, помимо прочего, говорит, что любовь к Родине проявляется «в мужестве и решимости встать на защиту Родины в опасное для нее время».
Для школьников 5–7 классов учителя после небольшой викторины с вопросами по истории, географии и культуре России должны устроить творческое задание, которое поможет детям решать «проблемные ситуации» на примере «специальной военной операции [СВО]». «Среди целей специальной военной операции — защитить население Донбасса, подвергавшееся издевательствам и притеснению со стороны киевского режима, разоружить Украину, не дать разместить на ее территории военные базы НАТО. Российские вооруженные силы совместно с силами ДНР и ЛНР ведут активные действия для достижения этих целей. Огромная военная и иная помощь коллективного Запада украинским властям затягивает боевые действия, увеличивает число жертв операции», — говорится в сценарии к занятию.
Учитель также должен рассказать школьникам о «героях, патриотах России» — российских военнослужащих. Обсуждение «подвигов» военных должно «подвести учеников к пониманию того, что любовь к своей Родине не обязательно выражать громкими словами. Она проявляется в малых делах и постепенных успехах каждого из учащихся». В методических материалах также указан результат, которого должны достичь учителя по итогу занятия: «понимание учащимися целей СВО, того, что жители ДНР и ЛНР — русские люди, поэтому важно их возвращение в Россию. Российские военные — герои».
Учащиеся 8–11 классов должны прийти к такому же результату после беседы с учителем о «СВО» в Украине. А в обсуждении со старшеклассниками преподавателю нужно проговорить, что «стать патриотом нельзя, если только декларировать лозунги», и что «по-настоящему патриотически настроенные люди готовы защищать свою Родину с оружием в руках».
Также ученикам 10–11 классов нужно пройти интерактивную игру: сопоставить «картинки, иллюстрирующие наиболее важные события этих десятилетий», с датами 1930–1940, 1940–1950, 1950–1980, 1980–2000, 2000–2020 года. Например, для последнего двадцатилетия истории России составители игры выбрали две картинки: танковая колонна российских военных и плачущая женщина возле стенда с погибшими детьми во время теракта в Беслане.
«Я не считаю элементы патриотического воспитания сами по себе чем-то плохим. Любить родину — это неплохо и не стыдно, — рассказывает учительница московской школы Оксана. — Но когда я увидела эти методички, у меня они вызвали какое-то отторжение на физическом уровне. Я считаю, что эти „Разговоры о важном“ введены только для того, чтобы сформировать у детей позитивное отношение к действиям властей и к российской армии в целом. А все остальные темы, которые собираются обсуждать на этих занятиях, — забота о ближнем, наука, день пожилых людей и так далее — я считаю, всё это прикрытием ради одной большой цели. Это немного напоминает мне ситуацию с принятием поправок к Конституции в 2020 году. Там были такие поправки, которые у больших социальных групп вызвали какие-то позитивные чувства. Например, поправка о защите детей или упоминание бога в Конституции. Из-за этого все самые важные и страшные поправки ушли на второй план. Поэтому я боюсь, что эти занятия в школах не вызовут особого волнения среди родителей, потому что там будут обсуждаться и другие темы. Хотя мне бы этого очень хотелось.
Учителя на совещании 24 августа тоже никаких претензий и недовольства не высказали. Мне показалось, большинство задело то, что это будет лишний час нагрузки в неделю».
Оксана рассказывает, что дети даже в начальных классах, например на продленке, высказывают антивоенную позицию, которую они, «скорее всего, узнают дома у родителей». Но при этом она отмечает, что «они все равно держатся особняком», и думает, что на «Разговорах о важном» они, скорее, будут отмалчиваться.
Валентина, учительница математики и классная руководительница из московской школы, любое свободное время учеников на уроках готова потратить на математику. И продолжит так делать, а не вести «Разговоры о важном».
«Любовь к лицам, управляющим государством, — это покорность, а не патриотизм и любовь к родине. Это не так воспитывается. Это воспитывается личным примером, не показным волонтерством, а готовностью что-то отдать для того, чтобы помочь другому», — говорит она.
По ее мнению, в уроках есть идеология, что запрещено законом об образовании, и однобокое описание исторических событий. Но больше всего ей не понравилась в материалах «Разговоров о важном» «скукота».
Отец 16-летней десятиклассницы из Казани Валерий считает, что «в первую очередь ребенок учится дома, и если родители вложили в своего ребенка понимание хорошего и плохого, то учителя его не переубедят». «Я знаю, что моя дочь не поддерживает военного вмешательства. И мне кажется, она достаточно мудрая, чтобы не слишком громко об этом заявлять».
Мама 15-летнего девятиклассника из Казани Елена, напротив, считает, что много родителей будут «вызывать к директору» за то, что их дети ведут себя неподобающим образом на этих занятиях. «Я совершенно точно знаю, что пойду на ковер к директору, где мне скажут, что мой сын высказывает непатриотичное мнение, спорит с учителем. Я уверена, что он будет с пеной у рта доказывать свою точку зрения. Я, конечно, переживаю, что это может дойти до каких-то неприятных вещей, потому что мы видим, как сейчас закручивают гайки. Но и говорить сыну, что „в школе будет такая тема, ты уж давай, пожалуйста, придерживайся общей линии, не высовывайся“, я тоже не хочу. Нет. Лучше мы пойдем на ковер, нас исключат из школы и мы перейдем на домашнее обучение».
Мама шестиклассника из Новосибирска Анна рассказала, что, скорее всего, ее сын готов к тому, что на разные вопросы у людей есть разные взгляды. Но считает неправильным навязывание любви к родине, особенно в том виде, в каком это изложено в материалах к урокам «Разговоров» про войну в Украине. «Во второй части все, что касается „спецопераций“ — просто пиздец», — добавила она. Анна заявила, что если классные часы будут в таком виде, то она узнает, когда именно они запланированы и попытается огородить сына от них, скажет учительнице, что он заболел.
Начало войны России с Украиной и наращивание в школах патриотического воспитания стало одной из причин, по которой Светлана из Москвы перевела свою дочь после окончания второго класса на домашнее обучение. «В конце прошлого года начались разные мероприятия вместо уроков: сходить с георгиевской ленточкой цветы к мемориалу отнести и т. п. Я оставляла дочь дома, пусть лучше условной математикой позанимается вместо этих патриотических акций. Потому что в школе с качеством образования и так не очень было. Учительница мне ничего не говорила насчет этого. Но в один день ребенок приходит из школы домой в слезах. Учительница при всем классе застыдила ее, что она не купила гвоздик и не пошла в георгиевской ленточке класть цветы. На что дочь ответила ей, что георгиевскую ленточку сейчас используют как знак поддержки войны в Украине. Потом дети стали спорить между собой о войне. А на перемене все дети отказались с моей дочерью играть. Я считаю, что, конечно, с подачи учительницы, потому что она мою дочь так выделила при всех», — рассказала Светлана и объяснила, что испытала облегчение, что забрала дочь из школы, когда увидела методички к «Разговорам о важном».
Чтобы подготовить учителей к проведению занятий «Разговоры о важном» Академия Минпросвещения России при поддержке Российского общества «Знание» запустила проект «Классный марафон». А до этого преподавателей московских школ 11 марта пригласили на видеоконференцию главы пропагадндисткого RT Маргариты Симоньян и представительницы МИД Марии Захаровой. Симоньян сказала учителям, что у них может быть свое мнение по поводу Украины и Владимира Путина, но так как они работают в государственной школе, то должны защищать интересы государства.
Лекции учителей и экспертов из разных сфер на «Классном марафоне» напоминали мотивирующие выступления Ted Talks (популярные конференции американской НКО TED, на которых выступают успешные в своей деятельности люди и делятся опытом. — Прим. ред.). Приглашенными лекторами были и чиновники: начальник Управления администрации президента по общественным проектам Сергей Новиков и начальник Управления администрации президента РФ по обеспечению деятельности Государственного совета России Александр Харичев.
На одной из лекций «Классного марафона» 8 августа в Сочи выступил журналист, член Общественной палаты Москвы, замруководителя Общественного штаба по наблюдению за выборами, политический обозреватель, выступающий как эксперт в нескольких государственных СМИ Александр Асафов. Журналист рассказал учителям, что хочет поговорить с ними о «важных в образовательном процессе» темах. Например, о «консолидации российского общества перед внешними вызовами», говорилось на первом слайде его презентации.
Асафов приводил данные ВЦИОМ о доверии россиян к президенту Владимиру Путину (80,8 %) и армии России (89 %), о поддержке «спецоперации» (72 %), из чего сделал вывод, что «общество само с собой договорилось» и народ «сплочен». «Сплочение — часть нашего мировосприятия не только сейчас, оно присуще нам в качестве нашего национального кода и оно всегда наблюдается во время тяжелых испытаний для страны, общества. И сплочение всегда происходит вокруг каких-нибудь фигур и событий», — говорит Асафов. Один из примеров такого «сплочения», по его мнению, — «возвращение» Крыма.
«Для того чтобы рассказать это [о патриотизме] детям, у которых несколько иная картина восприятия, <…> нужно понять для себя, из чего этот патриотизм состоит», — объяснял учителям Асафов. Частью патриотизма является самопожертвенность — один из важнейших элементов «национального кода» россиян. Также важно донести детям, что патриотизм — это служение. «Служение — отказ от эгоизма в пользу ближних, общества, страны», — написано на слайде.
По мнению Асафова, учителя должны воспитать в ребенке героя. В качестве примера героизма для детей он привел поступок капитана Алексея Панкратова. В презентации говорилось, что дивизион Панкратова на войне с Украиной 28 февраля сбил истребитель Су-25 и три беспилотника «Байрактар», а на следующий день еще два беспилотника. А с помощью старшего лейтенанта Антона Старостина была захвачена переправа в районе дамбы Северо-Крымского канала.
Если этих примеров недостаточно, журналист рекомендовал учителям использовать его сайт, где собрано 380 историй подвигов на войне в Украине. «Об этом тоже важно говорить детям сейчас», — добавил он.
Как будут поступать учителя и администрация школы в случае, если ребенок будет прогуливать уроки «Разговоры о важном» с точки зрения законодательства — серая зона, говорит глава «Альянса учителей» Даниил Кен. «В федеральном законе это [классные часы] относится к внеурочной деятельности. Там же написано, что внеурочная деятельность строится на принципах добровольности всех участников процесса. Одновременно с этим, внеурочная деятельность является частью основной образовательной программы. Есть письмо Минпросвещения, разъясняющее обязательность уроков, а также во ФГОС (Федеральные государственные образовательные стандарты. — Прим. ред.) говорится о добровольности посещения и содержания внеурочных часов», — поясняет он.
В телеграм-канале проекта «Разговоры о важном» попытались найти решение этой проблемы в законе. Там публикуются задачи для учителей, связанные с внеклассными уроками. В одной из таких задач была описана такая гипотетическая ситуация: школьный психолог 32 лет Александра Орлова сравнила списки детей группы риска со списком посещаемости и обнаружила, что семья Даровых (ученики разных классов) ни разу не присутствовала на занятиях «Разговоры о важном». Орлова выяснила, что все учащиеся приносили классным руководителям записку от родителей, что они были на приеме у врача. «Как Александре Валентиновне построить разговор с ребятами о важности и необходимости посещения занятий?» — говорится в задаче. Ответы на вопросы учителей попросили прислать на почту проекта.
Алеся Мароховская
Ирина Долинина