T.me Гаданье на ромашке «будет война или не будет» не доминирует в политических дебатах ФРГ. Не то чтобы тут не понимали, какие цели преследовал Кремль своими войсками, ультиматумами и письмами. Что-то вроде военной эскалации можно было бы себе представить, однако, что она наступит именно сейчас, когда никто из западных стран особенно не был к этому подготовлен, перекрестило многие планы. Если это было целью — она достигнута.
В коронавирусном ужасе и Евросоюз, и НАТО позабыли об Украине. Во время пандемии европейские страны пытались спасать свои население и экономику. И вдруг — бах! Россия с новым ушатом холодной воды на бедные головы западных государств, которые, конечно, совсем не одним миром мазаны, разве что в одной системе координат живут.
Этим «бахом» было давно забытое старое «расширение НАТО на восток». Западные страны стряхнули воду со своих бедовых голов и вспомнили — ах да, что-то такое было… Дело в том, что в последнее время НАТО совершенно не собиралась никуда расширяться. Об этом в западном политико-медийном ландшафте уже даже жареные петухи не кричали.
Первый сюрприз удался — после того, как Россия об этом напомнила, НАТО и Запад тоже вспомнили о «расширении» и стали активно муссировать эту тему.
Вторым сюрпризом было обвинение США в агрессии. Были или не были передвинуты войска на западный фланг России — Кремлю лучше видно. Самое интересное, это видно и на спутниковых изображениях, которыми обладает не только Вашингтон и НАТО, но и ФРГ. Уж что-что, а массовые передвижения войск в наше время скрыть трудно.
К тому же, ни Путин ни Лавров официально ни разу не опровергли «слухи» о стягивании войск к западным рубежам. В общем, как ни крути, напряжение и эскалация исходят от России, констатировали германские политики. Сомневался в этом, пожалуй, лишь экс-канцлер ФРГ Герхард Шредер, председатель совета акционеров АО «Северный поток 2» и наблюдательного совета концерна «Роснефть». Он считает, что «бряцание саблями» исходит от самой Украины. Но даже Шредер не сподобился утверждать, что эскалация исходила от США или от НАТО!
Без сомнения, Кремль поверг западные страны в ступор, обвинив всех вместе в желании принять Украину в НАТО. Каждому более-менее разумному существу здесь понятно, что это означало бы подписать собственный смертный приговор. В ближайшие десятилетия, и уж точно до конца правления Владимира Путина, это исключено и серьезно дискутироваться не будет.
Самое интересное, и российский президент, и министр иностранных дел Сергей Лавров это знают. Символично, что слухи о грозящем наступлении на Украину Россия вдруг сама стала настойчиво и развеивать. Видимо, испугали серьезные намерения и единодушная позиция западных стран, а также экономические последствия своих игр: реальная возможность потерять европейский рынок газа. Что называется, пойдя ва-банк, пожалели ставку.
Бояться же есть чего. Даже верхушка партии «газового канцлера» Шредера — СДПГ — собралась на днях для прояснения своей позиции по отношению к России. Да, существует у социал-демократов крыло, лояльно настроенное к Кремлю. К нему примыкает, например, премьер-министр земли Мекленбург-Передняя Померания Мануэла Швезиг. По этой земле бывшей ГДР проходят ветки двух «Северных потоков». Вопрос идет о конкретных рабочих местах. Но и в других землях и на других уровнях СДПГ есть лоббисты «Газпрома».
Совершенно очевидно, однако, что канцлер ФРГ Олаф Шольц к ним не относится. Он не был во время этого собрания. В начале кремлевского военно-ультимативного театра Шольц заявил, что в случае войны с Украиной все опции будут рассматриваться, то есть и «Северный поток 2».
Удивляет, что движение войск и ультиматумы России совпали с отказом Федерального сетевого агентства сертифицировать этот газопровод. Причина была объективна: его эксплуатационная компания зарегистрирована не на территории ФРГ. Сложности грозили и в связи с газовой директивой Евросоюза. «Газпром» занялся поисками обходных путей. Однако «зеленые» в новом правительстве ФРГ, в том числе министр экономики Роберт Хабек и министр иностранных дел Анналена Бербок, не настроены идти на уступки.
Кремль попробовал шантажировать Европу сокращением подачи газа. Никогда в истории поставок этого энергоносителя уровень газпромовских газохранилищ в Германии не опускался на более низкую отметку. Договорные обязательства исполнялись, но в дополнительных объемах было отказано. Однако Европа не сломилась, «Северный поток 2» до сих пор не прошел сертификацию. Газ по нему не идет. Более того, начались интенсивные поиски альтернативных возможностей — в том числе поставки газа из Катара, сжиженного газа из США, не говоря о возобновляемых источниках, которые стали энергетической доктриной ЕС.
Не исключено, что виток военной эскалации был нацелен на шантаж Евросоюза. Европейцам совсем не хочется проблем на восточных границах. Долгосрочная война в Донбассе с десятками тысяч жертв — ужасное бельмо на брюссельском глазу. Евросоюз как политический конгломерат основан на идее мира и отрицании войны. Разоружение, мирное сосуществование — его актуальная внешнеполитическая концепция.
Однако замысел прогорел. ЕС не дрогнул, не развалился и газ не пустил. Единственным способом выхода из создавшегося «украинского кризиса» (такой эвфемизм придуман, чтобы лишний раз не сердить Россию), страны ЕС считают дипломатию. Германские и французские политики предложили диалог и возрождение нормандского формата по урегулированию ситуации на востоке Украины. Альтернативу этому не видит и НАТО. США, Великобритания, Франция, Германия как члены альянса пытаются вести переговоры напрямую с Кремлем.
Опасно, что США давят на педаль военной помощи Украине. Однако Германия жестко настроена против милитаризации конфликта и критикует Вашингтон. Пресс-секретарь германского МИД подчеркнул недавно, что не стоить гадать о том, будут ли поставки оружия из ФРГ в случае начала военных действий. В настоящее время эта опция не рассматривается.
Несмотря на то, что и Вашингтон вошел в свою любимую роль «всемирного полицейского», вменять США в вину начало эскалации — значит отвлекать от настоящего инициатора конфликта. Какой бы ни была реакция Америки, для политической элиты ФРГ совершенно очевидно, что это — не Украина, не США и не НАТО. Это — Россия. Ей, ее правителям и ее народу с этим жить. Нынешний искусственный кризис не только не спас «Северный поток 2», но и поставил под вопрос поставки газа в долгосрочной перспективе, а также славу надежного партнера, которая держалась со времен СССР. Самое страшное — он уничтожил остатки доверия, создав реальную угрозу войны.