Пока серьезным сдерживающим фактором от участия в протестах остаются репрессии
В самом конце ноября директор “Левада-центра” Денис Волков и политолог Андрей Колесников подготовили доклад на основе результатов опросов и фокус-групп. Согласно материалам исследования, в среднем за все время полномасштабной войны в Украине 75% респондентов заявляли, что они поддерживают действия российской армии, и этот уровень продолжает сохраняться и сегодня. К примеру, в октябре о своей поддержке российских войск заявили 76% опрошенных, пишет CEPA.
Однако при таком, казалось бы, высоком уровне консолидации вокруг властей и армии, существуют показатели роста недовольства россиян, не принимающего пока форму открытого протеста. Независимый журналистский проект “Важные истории” опубликовал исследование на тему того, на что россияне чаще всего жалуются президент РФ Владимиру Путину. Важно подчеркнуть, что такие обращения воспринимаются большинством населения России как последняя возможность добиться справедливости, когда все другие пути уже исчерпаны.
Согласно данным журналистов, больше всего россиян волнует денежное довольствие контрактников. Первые письма Путину на эту тему появились уже в апреле 2022 года, а к октябрю 2023 года количество ежемесячных обращений по этому вопросу выросло в 25 раз. Это означает, что пока стратегия властей “заливать” деньгами проблему гибели россиян на войне оправдывает себя. “Путинское большинство” все еще готово жертвовать жизнью и здоровьем своих близких в случае, если получает за это достаточное вознаграждение.
Впрочем, похоже, что этот механизм уже начал давать сбои. В конце ноября перед региональными чиновниками была поставлена задача “любой ценой” купировать протесты жен мобилизованных, требующих возвращения своих мужей с фронта. Добиваться этой цели большинство из них стали уже проверенными методами “заботы о семьях бойцов”. Однако финансовых средств, похоже, не хватает, поэтому “заботу” приходится выражать гораздо более скромными методами.
К примеру, в российской Туве семьям мобилизованных выделяют в основном картофель и дрова. В Республике Тыва семьям призывников передают мелкий рогатый скот и уголь, а в Якутии раздают туши оленей. В других населенных пунктах семьи мобилизованных поддерживают продуктовыми наборами и чаем, а в Тюменской области России им выдали билеты в цирк на представление, которое состоится только в июне.
К слову, тема мобилизации стоит на втором месте в рейтинге жалоб Путину. Основная масса обращений по этому поводу пришлась на октябрь 2022 года, когда россияне отправили президенту почти 13 тысяч писем. На третьем месте в списке обращений – служба по контракту. Каждый месяц россияне отправляют больше тысячи жалоб по этой теме, и их пик пришелся на сентябрь 2023 года – 1878 обращений.
В апреле 2023 года главной темой жалоб президенту относительно войны стали отпуска для военнослужащих. Осенью количество подобных жалоб снизилось. Социологи связывают это с тем, что жены мобилизованных начали активнее использовать другие способы бороться за ротацию и отпуска для своих мужей – к примеру, начали выходить на протесты, с которыми сейчас активно пытается бороться Кремль.
Однако большинство недовольных россиян явно не готово пока выходить на протесты. Тот факт, что они пишут жалобы Путину, сам по себе демонстрирует, что эти люди готовы видеть в верховной власти не причину своих бед, а защитника и покровителя. Помимо перечисленных вопросов, россияне жалуются президенту на отсутствие помощи с поиском пропавших без вести на войне против Украины, лечением раненых, а также сетуют на низкие зарплаты в бюджетной сфере, перебои в теплоснабжении, коммунально-бытовые проблемы и низкий размер пенсий.
Помимо упования на верховную власть, серьезным сдерживающим фактором от участия в протестной активности, как и прежде, остаются репрессии. С этим социологи связывают снижение числа открытых выступлений против войны, но одновременно рост движения родственников мобилизованных и количества дезертиров с фронта.
По мнению исследователей, текущая тенденция на уменьшение числа уголовных и административных дел за антивоенную позицию связана не со снижением уровня репрессий, а всего лишь с тем, что люди боятся открыто заявлять о своих взглядах, “усвоив новые цензурные правила”. При этом репрессивное давление остается высоким, что отражается в жестокости приговоров, систематическом физическом насилии силовиков в отношении нелояльных войне и не менее систематическом внесудебном давлении.
Еще одним свидетельством усиления репрессивности режима стал рост количества обвинений в госизмене, пришедших на смену “антивоенным” статьям. Согласно данным, собранным изданием “Холод”, с января по июль 2023 года ФСБ РФ возбудила не менее 82 дел по статьям, связанным с госизменой и шпионажем, тогда как за весь прошлый год по ним возбудили всего 20 дел.
Все эти тенденции приводят к тому, что россияне рискуют выражать свое недовольство только “дозволенными” методами, опасаясь в обвинениях в нелояльности. На этом умело играют кремлевские тролли, засыпая жен мобилизованных комментариями о том, что их “подставляют под статью навальнисты”. Поэтому в ближайшее время не стоит ожидать организованных выступлений несогласных. Однако можно предположить рост скрытого выражения недовольства, такого, как саботаж, дезертирство и другие способы избежать участия в войне.