В Мариуполе продолжаются ожесточенные бои. Защитники города удерживают территорию завода «Азовсталь». Турция предлагает вывезти убитых и раненых украинских военных через Бердянск. Гуманитарная катастрофа продолжается. Тела убитых мариупольцев уничтожают в мобильных крематориях. Коллаборанты начали формировать в городе свою «администрацию».
За сутки бойцы полка «Азов» в Мариуполе повредили два российских танка, уничтожили склад с боеприпасами и убили много российских пехотинцев. Такое сообщение появилось в среду вечером в телеграм-канале «Азов-Мариуполь».
Ранее в «ДНР» сообщали, что украинские военные в Мариуполе все еще удерживают порт и промзону (завод «Азовсталь»). Накануне Минобороны России сообщило, что утром 5 апреля в районе Мариуполя якобы были сбиты два украинских вертолета Ми-8, на которых украинские силы собирались эвакуировать командиров «Азова».
Как рассказал 5 апреля президент Украины Владимир Зеленский, Турция готова вывезти по морю из Бердянска убитых и раненых украинских военных. «К Мариуполю подойти невозможно, мы не дадим эту возможность. Они могут из Бердянска. То есть до Бердянска нужно доехать. У нас вся инфраструктура готова, чтобы вывезти раненых и погибших. И мы ждем согласования от Путина. Я разговаривал с Эрдоганом (президентом Турции. — Ред.), Эрдоган разговаривал с ним (Путиным. — Ред.). Сейчас от него зависит именно этот момент», — сказал Зеленский.
Городской совет Мариуполя сообщает, что захватчики проводят в городе «зачистку» с обходом домов и квартир — «пытаются выявить всех нацистов, в ряды которых попадает каждый, кто не за оккупацию». Во время «зачисток» они ломают двери и грабят. По данным горсовета, «уровень депортации не спадает»: оккупанты открыли новый фильтрационный лагерь в пгт Мангуш. Под депортацию попала последняя работавшая больница № 4 — оттуда вывезли и больных, и персонал. «Отдельная история — похищение/депортация детей», — добавляют в горсовете.
По данным горсовета, в Мариуполе работают мобильные крематории: местных жителей и боевиков собрали в «бригады очистки», которые собирают и сжигают тела убитых мирных жителей. Координирует работу этих групп «мэр»-коллаборационист Константин Иващенко, говорится в сообщении. «Многие годы он с приспешниками неоднократно пытался захватить власть, но в конце концов ему удалось стать разве что директором мариупольского крематория», — отмечают в горсовете.
Мэр Мариуполя Вадим Бойченко сравнил россиян с нацистами: «Рашисты превратили весь наш город в лагерь смерти. К сожалению, жуткая аналогия получает все больше подтверждений. Это уже не Чечня или Алеппо. Это новый Освенцим и Майданек. Мир должен помочь наказать путинских изуверов».
Накануне Служба безопасности Украины заявила о готовящейся провокации: планируется «собрать в одно месте тела мариупольцев, убитых самими же россиянами, и представить их как массовых жертв украинских войск».
Замкомандира «Азова» Святослав Пономарь заявил, что в Мариуполе под завалами остаются живые люди. «Только у них нет ни еды, ни воды, ни света, ни мобильной связи. Нужна специальная техника, которая сможет разобрать завалы. Нужна помощь, чтобы спасти тех, кого еще можно спасти», — сказал он.
По словам Пономаря, в последние дни атаки на защитников Мариуполя стали еще сильнее: «Кроме авиации, танков, корабельной и сухопутной артиллерии, добавились фосфорные бомбы».
Иващенко, которого 6 апреля «глава ДНР» Денис Пушилин «назначил мэром» Мариуполя, бывший депутат горсовета от партии «Оппозиционная платформа — за жизнь», ранее он также был гендиректором завода «Азовмаш». Советник легитимного мэра Петр Андрющенко ранее сообщал, что в Мариуполе прошло собрание представителей ОПЗЖ, которые «избрали» Иващенко, а секретарем общины выбрали другого коллаборациониста, депутата горсовета от той же партии Евгения Кармышева. Также собрание «ратифицировало результаты референдума» 2014 года о создании «ДНР».
«По нашей информации, для обеспечения правильной картинки на это фейковое собрание было завезено под дулами автоматов много других депутатов и представителей местной власти из Мариуполя и окрестных сел. Это — прямое принуждение к сотрудничеству, а точнее — шантаж с угрозой жизни и близким. Мы знаем поименно каждого из реальных коллаборантов и расскажем о каждом впоследствии, чтобы не подвергать опасности наших людей», — пообещал Андрющенко.