T.me Президент России Владимир Путин заявил, что Россия намерена разместить на территории Беларуси тактическое ядерное оружие. По его словам, об этом он договорился с президентом Беларуси Александром Лукашенко.
Как утверждает Путин, это будет сделано без нарушения режима нераспространения ядерного оружия: Минск не получит контроль над над ядерными зарядами.
При этом, по словам Путина, Россия уже помогла переоборудовать 10 белорусских военных самолетов для применения тактического ядерного оружия и передала Минску ракетные комплексы “Искандер”, которые могут нести такие заряды. Путин добавил, что на территории Беларуси до 1 июля будет закончено строительство хранилища для тактического ядерного оружия. Подготовка экипажей “Искандеров” должна начаться 3 апреля.
По словам Путина, “поводом послужило заявление замминистра обороны Великобритании, что они собираются поставлять снаряды на Украину с обедненным ураном”.
“Но даже вне контекста этих событий Александр Григорьевич Лукашенко давно ставит вопрос о том, чтобы разместить на территории Белоруссии российское тактическое ядерное оружие”, – сказал Путин в интервью журналисту Павлу Зарубину для программы “Москва. Кремль. Путин”.
Лидер белорусской оппозиции Светлана Тихановская заявила, что размещение на территории Беларуси российского тактического ядерного оружия нарушает конституцию страны.
В Статье 10 белорусской Декларации о государственном суверенитете сказано, что “Республика Беларусь ставит целью сделать свою территорию безъядерной зоной, а республику – нейтральным государством”.
Ранее власти Британии подтвердили, что в числе артиллерийских снарядов для танков Challenger-2, которые получит Украина, будут боеприпасы с обедненным ураном. Однако власти западных стран и эксперты напоминают, что такие снаряды предназначены для борьбы с тяжелой техникой и не имеют никакого отношения к ядерным вооружениям. Кроме того, боеприпасы с с обедненным ураном есть и на вооружении самой России.
Большой шаг к эскалации
Размещение в Беларуси российского тактического ядерного оружия – большой шаг по направлению к эскалации конфликта в Украине. За время конфликта Путин не раз упоминал о ЯО, однако конкретный практический шаг он совершил лишь однажды, когда объявил о приостановке действия договора СНВ-III.
При этом даже словесная угроза применения ядерного оружия, главное свойство которого – сдерживание, сама по себе является действием, которое крайне негативно влияет на стратегическую стабильность в мире. Что уж говорить о практическом перемещении зарядов, хоть и тактических, к зоне боевых действий.
Говоря о размещении тактических ядерных боеприпасов в Беларуси, Путин ссылается на действия США.
Американцы действительно хранят некоторое количество свободнопадающих ядерных бомб в европейских арсеналах, размещенных на территории Турции и в Западной Европе. Более того, США даже проводят программу модернизации этих боеприпасов. В американских хранилищах сейчас остаются только свободнопадающие бомбы – тактических ракет с ядерными боеголовками там уже не осталось. Воспользоваться ими без разрешения американских военных их партнеры не могут – это невозможно чисто технически.
Однако, в отличие от России, Соединенные Штаты, хоть и хранят на складах ТЯО, но при этом не участвуют в большой и кровопролитной войне на европейском континенте, и не используют это оружие в качестве аргумента в политическом противостоянии с россиянами. Хранить дома оружие и направлять его на людей – разные вещи даже с точки зрения Уголовного кодекса.
Поэтому слова Путина о том, что поводом для размещения ТЯО в Беларуси стала передача Украине танковых выстрелов с обедненным ураном, звучат особенно тревожно – ведь ядерное оружие фигурирует в контексте военного конфликта. До последнего времени это происходило на словах, теперь боеголовки будут физически перемещены.
Появление в ВСУ снарядов с обедненным ураном, кстати, повод для такой эскалации довольно слабый и нелепый – такие снаряды есть в российской армии, а строительство хранилища для тактических ядерных боеприпасов началось явно задолго до заявления замминистра обороны Соединенного Королевства о передаче украинцам таких боеприпасов. Тем не менее, этого повода хватило для того, чтобы Путин публично объявил о таком шаге.
По его словам, Россия уже переоборудовала для использования ТЯО 10 самолетов ВВС Беларуси – у них на вооружении есть истребители Су-27 и Су-30, которые потенциально могут использовать такие боеприпасы. Но гораздо серьезней стоит отнестись к его словам о передаче комплекса “Искандер” – его ракеты способны сбить далеко не все украинские зенитные ракетные комплексы.
Что касается применения тактического ядерного оружия, то с практической точки зрения использовать его в такой войне как та, что идет в Украине, бессмысленно. Оно разрабатывалось для проведения масштабных наступлений многочисленных армий Варшавского блока против НАТО. Чтобы получить какое-то преимущество на поле боя, необходимо использовать много таких бомб или ракет.
Однако считается, что такая эскалация ударит и по тому, кто решится на такой шаг. Ядерное оружие – один из самых больших страхов для всего мира, и тот, кто применит его в XXI веке, вероятно, станет изгоем для всех остальных государств.
Каких еще нелепостей наговорил Путин
О переговорах с китайским лидером Си Цзиньпином в Москве:
“В этот же день, когда председатель Си Цзиньпин рассказывал мне и показывал, доказывал положительные стороны китайского плана урегулирования на Украине мирными средствами, в этот же день мы узнали о поставках миллиона снарядов на Украину со стороны западных стран, со стороны поджигателей этого конфликта. А на следующий день, прямо перед встречей с прессой, узнали вот об этой истории, что Великобритания собирается поставлять снаряды с обедненным ураном” – рассказывает Путин.
Если же говорить о “мирном плане Китая”, то Пекин действительно недавно предложил план урегулирования конфликта из 12 пунктов. Однако в нем нет каких-либо реальных механизмов достижения мира, а страны Запада и Украина относятся к китайскому документу как к заявлению о позиции, но не как к реальному плану урегулирования или предложению о переговорах сторон.
О планах произвести 1,6 тыс. танков:
“Поджигатели [так Путин назвал страны, которые помогают Украине защититься от российский агрессии] планируют направить на Украину где-то 400 с лишним, 420-440 танков […] За это время мы произведем новых и модернизируем имеющихся тоже более 1600, а общее количество танков российской армии будет превышать в три раза количество танков ВСУ […] Я уже не говорю об авиации, там разница в разы просто – на десять порядков”.
Путин говорит о нескольких сотнях новых российских танков, но ранее российская промышленность сообщала об отправке в войска значительно меньших объемов таких машин.
В марте 2021 года издание “Военное обозрение” писало, что за год “Уралвагонзавод” – единственный российский производитель танков – передал армии несколько десятков единиц бронетехники.
Власти обещали резко увеличить производство танков, однако эксперты говорят, что этому могут помешать западные санкции, запрещающие поставку в РФ многих электронных компонентов.
В начале марта в интернете начали распространяться кадры, на которых видно, как в России на фронт отправляются старые советские танки, произведенные еще в 1960-70 годах.
В общем, кроме угроз, фантазий, нелепостей и невнятной конспирологии у Путина ни на что больше фантазии не хватило.